Государство Каролингов
Ко времени правления Карла Великого культура, архитектура и искусство Древнего Рима окончательно ушли в прошлое. Был забыт даже способ производства бетона, столь необходимого для строительства римских сводов. Но идея империи не умерла, и впервые ее возродил необразованный правитель франков Карл, получивший прозвище Великий (742-814 гг). Церковные связи с Римом были установлены задолго до коронации Карла в церкви св. Петра (800 г.), но только после этого события литургия римского образца стала нормой. Для наведения порядка в церковных делах Карл Великий обратился к «Уставу» св. Бенедикта (489-543 гг.). Этот свод правил составлялся в эпоху, когда светская власть была крайне слаба и нужно было противодействовать окружающему хаосу. Св. Бенедикт представлял себе монастырь как семью преданных христиан. День монаха состоял из служения Богу и труда, главным образом ручного. Устав такого сообщества являлся своего рода заменителем конституции. Однако правила применялись непоследовательно. Карл Великий вновь подтвердил важность этого устава для наведения порядка в монастырской жизни и пестром разнообразии религиозных обрядов, в которых нередко сохранялись пережитки язычества. В результате такой политики монастыри превратились в процветающие административные, финансовые и образовательные центры и вскоре действительно стали оплотом стабильности и порядка в хрупкой геополитической системе Священной Римской империи.
Религия, прежде существовавшая в пределах того, что осталось от Римской империи, перестала быть местным, средиземноморским явлением. Со вступлением на трон Карла Великого изменилась судьба не только франков, но и всей Европы. Смелый мыслитель и одаренный полководец, он сумел подчинить себе ее значительную часть. В V в. центром государства франков был Кельн, а через сто лет официальной столицей стал Париж. Карл Великий воевал с язычниками-саксами на востоке, славянами на юге и мусульманами в Испании. Его христианские противники жили в Ломбардии, и завоевание этой области открыло возможность для установления контроля над Северной Италией и Римом.
Так наступила новая эпоха единства, на этот раз пришедшего не из Рима или Константинополя, а с севера. Но главным религиозным авторитетом по-прежнему оставался Рим, и именно в этом заключалась причина неопределенности в вопросе о верховной власти, которая осложняла политическую ситуацию в Европе на протяжении многих веков. Эта проблема была решена только в XVIII в. - в эпоху Просвещения.
Хотя со временем методы управления Карла Великого привели к складыванию феодальной системы с ее жесткой иерархией, связывающей крепостного и землевладельца, графа и короля, в его государстве отсутствовал централизованный чиновничий аппарат. В основе правления Карла лежала постоянная мобильность. Правитель все время передвигался с места на место, чтобы утвердить и расширить свою власть. Результатом этого стало появление разделенных большими расстояниями архитектурных комплексов, воплощающих власть императора над той или иной территорией. В Италии, чуть севернее Рима, Карл Великий основал южный форпост своей империи - монастырь Фарфа. На востоке такую же роль играли Лоршское и Фульдское аббатства.Поскольку в распоряжении архитекторов больше не было бетона, церкви этой эпохи отличаются простыми и строгими объемами. Небольшие окна с полуциркульным завершением и скупым декором размещались в верхней части стен. В этой архитектуре нет сложных пространственных решений, но есть мощные формы и темные таинственные интерьеры. Ее язык прозрачен и понятен. Стены не только были толстыми и прочными, но и выглядели массивно. Трансепт - второстепенный элемент в римских базиликах V в. - стал необходимой частью плана. В дельнейшем это вызвало необходимость поиска новых решений для устройства сводов и постоянное усложнение соотношения между внешним обликом здания и его интерьером. Однако в эпоху Каролингов своды все еще оставались делом будущего. Большинство зданий этого времени имели деревянные перекрытия.
Одним из ярких памятников эпохи было аббатство в Фарфе (ок. 681 г.) Расположенное к северу от Рима, оно изначально задумывалось как место, откуда Каролинги и Рим могут, с одной стороны, следить за действиями друг друга, а с другой стороны - координировать свои планы. Монастырь был влиятельным институтом, местные аббаты правили окружающей территорией, как князья. При устройстве главного двора аббатства за образец намеренно была взята церковь св. Петра в Риме.
Церковь аббатства Сен-Рикье, находившегося в северной Франции, близ Амьена, не сохранилась, но ее облик можно реконструировать по описаниям и изображениям. План постройки с двумя башнями, стоящими на цилиндрических основаниях, типичен для своего времени. Строительство церкви было завершено в 799 г. В монастыре жили около 300 монахов и 100 послушников, не говоря уже о слугах и крепостных. Главная церковь аббатства, освященная в честь св. Троицы, была связана с двумя меньшими церквями - св. Бенедикта и Девы Марии - посредством стен и галерей. В соответствии с новыми литургическими правилами в церкви устанавливался путь для процессий, позволявший последовательно обойти несколько алтарей (здесь хранились 25 различных реликвий). Новшеством стало и появление перед алтарем отдельного пространства, предназначенного для монахов. Такая «церковь внутри церкви» - хор - станет важнейшим элементом церковной планировки в Средние века. Существенным моментом было также появление башни над средокрестием - пересечением нефа и трансепта.
Религия, прежде существовавшая в пределах того, что осталось от Римской империи, перестала быть местным, средиземноморским явлением. Со вступлением на трон Карла Великого изменилась судьба не только франков, но и всей Европы. Смелый мыслитель и одаренный полководец, он сумел подчинить себе ее значительную часть. В V в. центром государства франков был Кельн, а через сто лет официальной столицей стал Париж. Карл Великий воевал с язычниками-саксами на востоке, славянами на юге и мусульманами в Испании. Его христианские противники жили в Ломбардии, и завоевание этой области открыло возможность для установления контроля над Северной Италией и Римом.
Так наступила новая эпоха единства, на этот раз пришедшего не из Рима или Константинополя, а с севера. Но главным религиозным авторитетом по-прежнему оставался Рим, и именно в этом заключалась причина неопределенности в вопросе о верховной власти, которая осложняла политическую ситуацию в Европе на протяжении многих веков. Эта проблема была решена только в XVIII в. - в эпоху Просвещения.
Хотя со временем методы управления Карла Великого привели к складыванию феодальной системы с ее жесткой иерархией, связывающей крепостного и землевладельца, графа и короля, в его государстве отсутствовал централизованный чиновничий аппарат. В основе правления Карла лежала постоянная мобильность. Правитель все время передвигался с места на место, чтобы утвердить и расширить свою власть. Результатом этого стало появление разделенных большими расстояниями архитектурных комплексов, воплощающих власть императора над той или иной территорией. В Италии, чуть севернее Рима, Карл Великий основал южный форпост своей империи - монастырь Фарфа. На востоке такую же роль играли Лоршское и Фульдское аббатства.Поскольку в распоряжении архитекторов больше не было бетона, церкви этой эпохи отличаются простыми и строгими объемами. Небольшие окна с полуциркульным завершением и скупым декором размещались в верхней части стен. В этой архитектуре нет сложных пространственных решений, но есть мощные формы и темные таинственные интерьеры. Ее язык прозрачен и понятен. Стены не только были толстыми и прочными, но и выглядели массивно. Трансепт - второстепенный элемент в римских базиликах V в. - стал необходимой частью плана. В дельнейшем это вызвало необходимость поиска новых решений для устройства сводов и постоянное усложнение соотношения между внешним обликом здания и его интерьером. Однако в эпоху Каролингов своды все еще оставались делом будущего. Большинство зданий этого времени имели деревянные перекрытия.
Одним из ярких памятников эпохи было аббатство в Фарфе (ок. 681 г.) Расположенное к северу от Рима, оно изначально задумывалось как место, откуда Каролинги и Рим могут, с одной стороны, следить за действиями друг друга, а с другой стороны - координировать свои планы. Монастырь был влиятельным институтом, местные аббаты правили окружающей территорией, как князья. При устройстве главного двора аббатства за образец намеренно была взята церковь св. Петра в Риме.
Церковь аббатства Сен-Рикье, находившегося в северной Франции, близ Амьена, не сохранилась, но ее облик можно реконструировать по описаниям и изображениям. План постройки с двумя башнями, стоящими на цилиндрических основаниях, типичен для своего времени. Строительство церкви было завершено в 799 г. В монастыре жили около 300 монахов и 100 послушников, не говоря уже о слугах и крепостных. Главная церковь аббатства, освященная в честь св. Троицы, была связана с двумя меньшими церквями - св. Бенедикта и Девы Марии - посредством стен и галерей. В соответствии с новыми литургическими правилами в церкви устанавливался путь для процессий, позволявший последовательно обойти несколько алтарей (здесь хранились 25 различных реликвий). Новшеством стало и появление перед алтарем отдельного пространства, предназначенного для монахов. Такая «церковь внутри церкви» - хор - станет важнейшим элементом церковной планировки в Средние века. Существенным моментом было также появление башни над средокрестием - пересечением нефа и трансепта.