Церковь Санта-Мария Мираколи
Одним из последствий эпидемии чумы в области религии стала волна религиозных обрядов, связанных с Девой Марией. Хотя наибольшее распространение они получили во Франции, в Италии также проявились особые формы поклонения разным изображениям Святой Девы. Эти изображения не были иконами, то есть их делали не для того, чтобы они приобретали какие-то сверхъестественные силы. Напротив, большинство из них отличалось невзрачностью. Они предназначались для частного использования, а затем при каких-то особенных обстоятельствах приобретали некоторые чудодейственные возможности.
Например, в 1409 г некий Франческо Мади приобрел небольшой образ, написанный неким маэстро Николо. На образе было незамысловатое изображение Девы Марии, которая держала младенца Христа. Николо очень дорожил образом и повесил его на углу одной из венецианских улиц, где он жил. Более 70 лет этот образ провисел незамеченным. Вечером 23 мая 1481 г. на молодую женщину напал преступник, когда она проходила мимо этого угла. Однако когда люди прибежали ей на помощь, они увидели, что, несмотря на полученные удары ножом, она осталась невредима. На следующий день эта новость распространилась по всему городу, и вскоре около образа собралась огромная толпа. Все надеялись, что им тоже поможет сверхъестественная сила образа. Народу было столько, что городские власти вынуждены были построить церковь и поместить образ туда, чтобы его могли увидеть все желающие.
План церкви Санта Мария Мираколи (1481) очень прост: прямоугольное здание, перекрытое цилиндрическим сводом. Однако это здание имеет некоторые особенности. С внешней и внутренней стороны оно облицовано мозаикой из разноцветного мрамора и похоже на огромную шкатулку из драгоценных камней. С восточной стороны к «шкатулке» примыкает небольшая центрическая пристройка, где помещается чудотворный образ. Он поднят на высокий подклет чтобы его могли видеть со всех сторон внутреннего пространства церкви. В отличие от большинства венецианских церквей, которые располагаются в центре частных владений, а потому не выходят на каналы, эта церковь стоит прямо на канале, что показывает ее особое положение - принадлежность всему городу.
С конца XIV до XVI в. очень много церквей в Италии возникли благодаря таким образам, которые, как считалось, творили чудеса. Как и почему в то время возник и сильно распространился такой обычай, теперь неизвестно, однако поскольку на большинстве образов изображали Деву Марию, предполагается, что это связано с расширением культа Девы Марии, который начался в XIII в. Примером более позднего развития этого культа является почитание чудотворной Девы Гваделупы в колониальной Мексике. Большинство зданий, куда помещали эти образы, отличались просторным внутренним помещением, не загроможденным колоннами и боковыми проходами. Во всех этих церквях образы Девы Марии помещали в центре алтаря. Многие из этих церквей имели центричный план, но были церкви и с другим планом. Например, церковь Санта-Мария Кальчинайо в Кортоне (1485) в плане имеет латинский крест. У нее нет никаких внешних опор, за исключением тонких пилястр, которые указывают на внутреннюю конструкцию. Неф имеет очень гармоничные пропорции и хорошо освещен благодаря окнам, вырезанным в толстых стенах.