Стамбул
Стратегически выгодно расположенный на Босфорском полуострове между Балканами, Анатолией, Черным и Средиземным морями, Стамбул тесно связан с
политическими, религиозными и культурными событиями, происходившими в этом регионе на протяжении более 2000 лет. Древнеримские, христианские и мусульманские памятники города находятся под угрозой из-за роста населения, загрязнения окружающей среды и быстрой урбанизации.
Европа встречается с Азией.
Стамбул расположен на северо-западе Турции и разделен на две части Босфором - узким проливом между Черным и Мраморным морями. Над городом поднимаются массивные здания, отражающие его долгую историю. Купол и четыре минарета мечети Айя-София (Святая София) парят в небе выше остальных, но самой большой и внушительной стамбульской мечетью является мечеть Сулеймана Великого (Сулеймание). С VII века до н.э. до 330 года н.э. город назывался Византии и управлялся греческой империей. Греческие надписи до сих пор можно видеть над Имперскими вратами притвора в Айя-Софии. После греков пришли римляне, и в 330 году н.э. город был переименован в Константинополь - в честь римского императора Константина I. Между 330 и 1453 годами - за исключением периода оккупации католиками в 1204-1261 годах - Константинополь оставался столицей Византийской империи (или Восточной Римской империи). Он стал одним из величайших городов мира, не в последнюю очередь благодаря своей выдающейся архитектуре. В 1453 году город перешел в руки турок-османов, которые переименовали его в Стамбул и правили до 1923 года, когда Турция стала республикой. Одним из наиболее значительных памятников древнеримского правления можно считать ипподром, бывший крупнейшим во всем античном мире. Сооружение ипподрома началось в 203 году н.э., а в 330 году он был реконструирован и расширен при Константине, когда тот сделал Византии своей столицей. Длина нового ипподрома -480 м, ширина 117,5 м, а вместить он мог до 100 тысяч зрителей. После оттоманского завоевания ипподрому присвоили имя Ат-Мейданы, и он стал использоваться для проведения праздников и представлений. Многие колонны ипподрома были демонтированы и пошли на постройку оттоманских зданий. Сохранившаяся часть была разрушена в 1609 году, чтобы освободить участок для постройки мечети Султанахмет, которая и поныне стоит на месте бывшего ипподрома. Сейчас от ипподрома сохранилось лишь несколько обелисков, колонн и статуй, некогда украшавших «спину» - приподнятую центральную ось арены. Примыкающий к ипподрому район Султанахмет был сердцем Оттоманской империи. Здесь расположен ряд других прекрасных зданий, таких как дворец Топ-капы и мечеть Айя-София.
Одним из выдающихся образцов мусульманской архитектуры является комплекс мечети Сулеймание. Он был построен при султане Сулеймане II (правил 1520-1566) по проекту известного зодчего Мимара Синана (1489-1588) в традиционном стиле, с куполом в центре. Учитывая огромные размеры сооружения, особенно поражает его удивительная симметрия. Украшения архитектор использовал очень осмотрительно и умеренно, чтобы не разрушать общего впечатления простоты.
Айя-София.
Строившаяся как церковь, позже преобразованная в мечеть, а с 1935 года ставшая музеем, Айя-София лучше любого другого здания демонстрирует культурное наследие города и взаимное влияние различных религий. Завоеватель приказал очистить Айя-Софию от всех христианских реликвий и превратил ее в мечеть. Он построил на юго-западном углу храма деревянный минарет, который был заменен лишь в XVI веке, когда Мимар Синан занялся реконструкцией здания.
Постепенно минареты выросли по всем четырем углам церкви, появились также «мираб» (ниша, указывающая направление на Мекку) и «минбар» (кафедра). Наконец, в Айя-Софии были возведены также надгробья похороненных здесь султанов. Стены Айя-Софии покрыли толстым слоем белой штукатурки, которая скрыла украшавшие их христианские мозаики. В середине XIX века швейцарцы братья Гаспаре и Тражано Фоссати приступили к восстановлению мозаик - эта работа была завершена лишь после того, как в 1935 году Айя-Со-фия стала музеем.
Парящий купол.
Подняв голову в центре здания, можно увидеть каскад арок и полусферических куполов, окружающих главный купол и создающих ощущение, что тот висит в воздухе. Этот эффект усиливают 40 высоких окон, разделенных охватывающими купол ребрами. Купол не идеально круглый - с одной стороны его диаметр составляет 30,8 м, а с другой - почти 32 м. Притвор представляет собой крытую, отделанную мрамором галерею, идущую вдоль всего западного конца Айя-Софии. Массивные пилястры на северной и южной стороне Айя-Софии принимают на себя вес купола. Четыре контрфорса поддерживают западный фасад здания.
Когда Айя-София строилась как христианская церковь, храмы обычно располагали по оси, идущей с востока на запад, при этом молящиеся стояли, обратившись лицом на восток. На самом деле, Айя-София обращена к юго-востоку. Внутри купола на восточной стороне церкви находится мозаичное изображение Богородицы с младенцем Христом. Видны также расположенные снаружи ярусные пилястры - установленные на восточной и западной сторонах церкви, они принимают на себя вес куполов.
При мусульманах первым был добавлен минарет на южном углу здания. Минареты были добавлены после того, как здание стало мечетью. Некогда более 16000 кв. м стен здания покрывали искусные мозаики. Оригинальный интерьер церкви был оформлен в ортодоксальной христианской манере, беспредметными (не изображающими человеческих фигур) мозаиками и различного рода крестами. Мозаики были выложены из мелких цветных квадратов, или тессер, размером 1 кв. см. Для мозаик использовались различные материалы, включая бирюзу, жедучуг, эмаль и раковины. Тессеры из золотого листа, которые изготавливали в Константинополе, были популярны во всей Римской империи. Каждая тессера укладывалась под несколько иным углом, чем соседние, поэтому они по-разному отражали падающий на них свет, благодаря чему мозаики казались живыми.
В конце IX века появились предметные (изображающие фигуры) мозаики. Правители того времени часто приказывали включить в мозаику собственное изображение рядом с фигурами Христа, Богородицы и святых. Когда Айя-София стала мечетью, оттоманские правители повелели закрыть мозаики слоем штукатурки, поскольку изображать фигуры по мусульманским канонам строго запрещено.
Мозаика на восточном углу церкви изображает императрицу Зою (ок. 978-1050) и ее мужа Константина IX Мономаха (ок. 1000-1055), предлагающих Христу мешочки с золотом.
Святая София.
Снаружи сооружение, хотя немного и утяжеленное контрфорсами, обеспечивающими устойчивость здания, приобретает необыкновенную легкость благодаря четырем пристроенным минаретам. Высокие стены, на которых чередуются белые и розовые слои кладки, поддерживают купольную конструкцию; в основании купола устроены четыре окна, пропускающие в собор яркий свет; в центре массивный квадрат храма, переходящий в круглый купол, опирающийся на четыре паруса сводов. С высоты собора город, чуждый всякому экзотическому самолюбованию, предстает перед нами как крупный культурный центр, главный порт и настоящая экономическая столица страны. Наблюдая сверху, можно убедиться, до какой степени Стамбул сочетает глубокие корни древнейших местных традиций и современный агрессивный технологический прогресс.
Мозаика в Айя-Софии
Мозаика на восточном углу церкви изображает императрицу Зою (ок. 978-1050) и ее мужа Константина IX Мономаха (ок. 1000-1055), предлагающих Христу мешочки с золотом.
Голубая мечеть.
На мысе, разделяющем Босфорский пролив и Мраморное море, умостились самые значительные памятники Стамбула. Голубая мечеть, расположенная рядом с античным ипподромом, вписывается в первый ряд главных достопримечательностей турецкой столицы; широкая центральная эспланада ведет от мечети к храму Святой Софии; позади Айя-Софии раскинулись сады дворца Топкапы. Церковь, третья по счету на этом месте, была построена по приказу императора Юстиниана (правил 527-565) и была закончена в 537 году. После обрушения во время землетрясения ее купол был восстановлен в 562 году. Высота купола - 55 м, на момент постройки он считался чудом архитектуры. Зодчие и математики Анфимий из Тралл (ок. 474 - ок. 534) и Исидор Милетский (активный период его творчества пришелся на середину VI века) также спроектировали сводчатый неф с взаимосвязанными куполами, полукуполами и апсидами и добавили новые притворы и галереи к центральному пространству храма. В церкви хранилось большое количество ценностей, разграбленных крестоносцами при захвате Константинополя в 1204 году. Тем не менее, церковь оставалась местом поклонения христиан до завоевания города турками-османами в 1453 году.
Интерьер Голубой мечети.
Место молитвы и лаборатория, где воплощаются архитектурные фантазии, мечеть играет в мусульманском мире ту же роль, что храм в христианском. В Стамбуле этот двойственный характер имеют здания, спроектированные Синаном: мечеть Наследника, или Шехзаде (1544-1548), Сулеймание (1550-1557), а также Голубая мечеть - названная так за красоту оттенков голубого цвета, использованных при отделке интерьера, построенная по приказу султана Ахмета I архитектором Седефкаром Мехметом-агой в 1609-1616 годах.
политическими, религиозными и культурными событиями, происходившими в этом регионе на протяжении более 2000 лет. Древнеримские, христианские и мусульманские памятники города находятся под угрозой из-за роста населения, загрязнения окружающей среды и быстрой урбанизации.
Европа встречается с Азией.
Стамбул расположен на северо-западе Турции и разделен на две части Босфором - узким проливом между Черным и Мраморным морями. Над городом поднимаются массивные здания, отражающие его долгую историю. Купол и четыре минарета мечети Айя-София (Святая София) парят в небе выше остальных, но самой большой и внушительной стамбульской мечетью является мечеть Сулеймана Великого (Сулеймание). С VII века до н.э. до 330 года н.э. город назывался Византии и управлялся греческой империей. Греческие надписи до сих пор можно видеть над Имперскими вратами притвора в Айя-Софии. После греков пришли римляне, и в 330 году н.э. город был переименован в Константинополь - в честь римского императора Константина I. Между 330 и 1453 годами - за исключением периода оккупации католиками в 1204-1261 годах - Константинополь оставался столицей Византийской империи (или Восточной Римской империи). Он стал одним из величайших городов мира, не в последнюю очередь благодаря своей выдающейся архитектуре. В 1453 году город перешел в руки турок-османов, которые переименовали его в Стамбул и правили до 1923 года, когда Турция стала республикой. Одним из наиболее значительных памятников древнеримского правления можно считать ипподром, бывший крупнейшим во всем античном мире. Сооружение ипподрома началось в 203 году н.э., а в 330 году он был реконструирован и расширен при Константине, когда тот сделал Византии своей столицей. Длина нового ипподрома -480 м, ширина 117,5 м, а вместить он мог до 100 тысяч зрителей. После оттоманского завоевания ипподрому присвоили имя Ат-Мейданы, и он стал использоваться для проведения праздников и представлений. Многие колонны ипподрома были демонтированы и пошли на постройку оттоманских зданий. Сохранившаяся часть была разрушена в 1609 году, чтобы освободить участок для постройки мечети Султанахмет, которая и поныне стоит на месте бывшего ипподрома. Сейчас от ипподрома сохранилось лишь несколько обелисков, колонн и статуй, некогда украшавших «спину» - приподнятую центральную ось арены. Примыкающий к ипподрому район Султанахмет был сердцем Оттоманской империи. Здесь расположен ряд других прекрасных зданий, таких как дворец Топ-капы и мечеть Айя-София.
Одним из выдающихся образцов мусульманской архитектуры является комплекс мечети Сулеймание. Он был построен при султане Сулеймане II (правил 1520-1566) по проекту известного зодчего Мимара Синана (1489-1588) в традиционном стиле, с куполом в центре. Учитывая огромные размеры сооружения, особенно поражает его удивительная симметрия. Украшения архитектор использовал очень осмотрительно и умеренно, чтобы не разрушать общего впечатления простоты.
Айя-София.
Строившаяся как церковь, позже преобразованная в мечеть, а с 1935 года ставшая музеем, Айя-София лучше любого другого здания демонстрирует культурное наследие города и взаимное влияние различных религий. Завоеватель приказал очистить Айя-Софию от всех христианских реликвий и превратил ее в мечеть. Он построил на юго-западном углу храма деревянный минарет, который был заменен лишь в XVI веке, когда Мимар Синан занялся реконструкцией здания.
Постепенно минареты выросли по всем четырем углам церкви, появились также «мираб» (ниша, указывающая направление на Мекку) и «минбар» (кафедра). Наконец, в Айя-Софии были возведены также надгробья похороненных здесь султанов. Стены Айя-Софии покрыли толстым слоем белой штукатурки, которая скрыла украшавшие их христианские мозаики. В середине XIX века швейцарцы братья Гаспаре и Тражано Фоссати приступили к восстановлению мозаик - эта работа была завершена лишь после того, как в 1935 году Айя-Со-фия стала музеем.
Парящий купол.
Подняв голову в центре здания, можно увидеть каскад арок и полусферических куполов, окружающих главный купол и создающих ощущение, что тот висит в воздухе. Этот эффект усиливают 40 высоких окон, разделенных охватывающими купол ребрами. Купол не идеально круглый - с одной стороны его диаметр составляет 30,8 м, а с другой - почти 32 м. Притвор представляет собой крытую, отделанную мрамором галерею, идущую вдоль всего западного конца Айя-Софии. Массивные пилястры на северной и южной стороне Айя-Софии принимают на себя вес купола. Четыре контрфорса поддерживают западный фасад здания.
Когда Айя-София строилась как христианская церковь, храмы обычно располагали по оси, идущей с востока на запад, при этом молящиеся стояли, обратившись лицом на восток. На самом деле, Айя-София обращена к юго-востоку. Внутри купола на восточной стороне церкви находится мозаичное изображение Богородицы с младенцем Христом. Видны также расположенные снаружи ярусные пилястры - установленные на восточной и западной сторонах церкви, они принимают на себя вес куполов.
При мусульманах первым был добавлен минарет на южном углу здания. Минареты были добавлены после того, как здание стало мечетью. Некогда более 16000 кв. м стен здания покрывали искусные мозаики. Оригинальный интерьер церкви был оформлен в ортодоксальной христианской манере, беспредметными (не изображающими человеческих фигур) мозаиками и различного рода крестами. Мозаики были выложены из мелких цветных квадратов, или тессер, размером 1 кв. см. Для мозаик использовались различные материалы, включая бирюзу, жедучуг, эмаль и раковины. Тессеры из золотого листа, которые изготавливали в Константинополе, были популярны во всей Римской империи. Каждая тессера укладывалась под несколько иным углом, чем соседние, поэтому они по-разному отражали падающий на них свет, благодаря чему мозаики казались живыми.
В конце IX века появились предметные (изображающие фигуры) мозаики. Правители того времени часто приказывали включить в мозаику собственное изображение рядом с фигурами Христа, Богородицы и святых. Когда Айя-София стала мечетью, оттоманские правители повелели закрыть мозаики слоем штукатурки, поскольку изображать фигуры по мусульманским канонам строго запрещено.
Мозаика на восточном углу церкви изображает императрицу Зою (ок. 978-1050) и ее мужа Константина IX Мономаха (ок. 1000-1055), предлагающих Христу мешочки с золотом.
Святая София.
Снаружи сооружение, хотя немного и утяжеленное контрфорсами, обеспечивающими устойчивость здания, приобретает необыкновенную легкость благодаря четырем пристроенным минаретам. Высокие стены, на которых чередуются белые и розовые слои кладки, поддерживают купольную конструкцию; в основании купола устроены четыре окна, пропускающие в собор яркий свет; в центре массивный квадрат храма, переходящий в круглый купол, опирающийся на четыре паруса сводов. С высоты собора город, чуждый всякому экзотическому самолюбованию, предстает перед нами как крупный культурный центр, главный порт и настоящая экономическая столица страны. Наблюдая сверху, можно убедиться, до какой степени Стамбул сочетает глубокие корни древнейших местных традиций и современный агрессивный технологический прогресс.
Мозаика в Айя-Софии
Мозаика на восточном углу церкви изображает императрицу Зою (ок. 978-1050) и ее мужа Константина IX Мономаха (ок. 1000-1055), предлагающих Христу мешочки с золотом.
Голубая мечеть.
На мысе, разделяющем Босфорский пролив и Мраморное море, умостились самые значительные памятники Стамбула. Голубая мечеть, расположенная рядом с античным ипподромом, вписывается в первый ряд главных достопримечательностей турецкой столицы; широкая центральная эспланада ведет от мечети к храму Святой Софии; позади Айя-Софии раскинулись сады дворца Топкапы. Церковь, третья по счету на этом месте, была построена по приказу императора Юстиниана (правил 527-565) и была закончена в 537 году. После обрушения во время землетрясения ее купол был восстановлен в 562 году. Высота купола - 55 м, на момент постройки он считался чудом архитектуры. Зодчие и математики Анфимий из Тралл (ок. 474 - ок. 534) и Исидор Милетский (активный период его творчества пришелся на середину VI века) также спроектировали сводчатый неф с взаимосвязанными куполами, полукуполами и апсидами и добавили новые притворы и галереи к центральному пространству храма. В церкви хранилось большое количество ценностей, разграбленных крестоносцами при захвате Константинополя в 1204 году. Тем не менее, церковь оставалась местом поклонения христиан до завоевания города турками-османами в 1453 году.
Интерьер Голубой мечети.
Место молитвы и лаборатория, где воплощаются архитектурные фантазии, мечеть играет в мусульманском мире ту же роль, что храм в христианском. В Стамбуле этот двойственный характер имеют здания, спроектированные Синаном: мечеть Наследника, или Шехзаде (1544-1548), Сулеймание (1550-1557), а также Голубая мечеть - названная так за красоту оттенков голубого цвета, использованных при отделке интерьера, построенная по приказу султана Ахмета I архитектором Седефкаром Мехметом-агой в 1609-1616 годах.