Самарканд
В долине Узбекистана стоит город, напоминающий о славе древней и средневековой Центральной Азии. На протяжении двух с половиной тысяч лет Самарканд был одним из богатейших и наиболее многолюдным городом на бескрайних торговых тропах Великого Шелкового пути. Древний город. В начале XX века один побывавший в Самарканде путешественник назвал этот город «вместилищем всей романтики и поэзии Востока». На протяжении столетий красота города поражала и восхищала приезжих, оказавшихся в занимающей стратегически важное положение в Центральной Азии долине реки Зерафшан, древнего притока Амударьи. Самарканд уже был , когда оказавшийся здесь в 1333 году знаменитый арабский путешественник Ибн-Баттута (1304 - ок. 1368) назвал его «одним из крупнейших и, безусловно, прекраснейших городов в мире». находится на том месте, где Великий Шелковый путь, идущий от , Чанъаня, разветвлялся на две дороги, одна из которых поворачивала на юго-запад, в Персию, а вторая на юг, в Индию. Однако стратегически важное положение, которое занимал город, и процветание, которым он славился, притягивали сюда многочисленных завоевателей. Можно сказать, что вся история города состоит из непрерывной цепи войн и захватов. Предшественник Самарканда, поселение Афросиаб (теперь это археологический памятник на травянистом холме на севере современного города) появилось приблизительно в VII-VI веках до н. э. и уже тогда славилось бойкой торговлей. Чуть позже, в VI веке до н. э. город вошел в состав Персидской империи Ахеменидов, а в 329 году до н.э. был захвачен Александром Македонским. Именно здесь, по преданиям, он во время пьяной ссоры убил своего друга детства Клейта. После двух столетий правления македонских греков город стал подвергаться набегам кочевников, а в середине VI века н.э. оказался под властью тюрков - народа из Центральной Азии. В период тюркского правления Согдиана, как тогда стал называться город, достигла высокой степени независимости. Его жителями стали богатые купцы с Великого Шелкового пути, которые основывали здесь свои общины. Они приезжали сюда даже из Чанъаня, расположенного в 3200 км к востоку, и из Константинополя, лежащего на таком же расстоянии к западу. Китайцы покупали нефрит, драгоценные камни, экзотических животных и рабов; западные купцы покупали китайский шелк, зеркала и оружие. В начале VIII века завоеватели принесли в город ислам и заменили прежний зороастрийский храм мечетью. Они также познакомили горожан с китайским искусством изготовления бумаги и основали ее производство. Вскоре самаркандская бумага прославилась во всем мусульманском мире. В последующие столетия городом попеременно владели то иранские мусульмане, то турки, а в самом городе появился большой торговый район, расположенный к югу и западу от старого Афросиаба. В те времена население Самарканда постепенно выросло до полумиллиона, однако в 1220 году город захватили воины Чингисхана, и начался период монгольского правления, растянувшийся на 150 лет. Вторжение монголов положило конец поселению в Афросиабе. Когда спустя почти полтора столетия спустя при монгольском хане Тамерлане (1336-1405) город начали восстанавливать, его передвинули на нынешнее место, возможно для того, чтобы улучшить снабжение города водой. Основанная Тамерланом династия Тимуридов владела Самаркандом до конца XV столетия, поэтому средневековый город, который мы видим сегодня, обязан своим обликом именно Тамерлану, Улугбеку и их преемникам. В XVI-XVII веках строительство города продолжалось уже при узбеках, тюркоязычном народе, пришедшем на смену монголам, но в этот период Самарканд стремительно терял свое былое значение. Возвращение города из небытия началось лишь в конце XIX века, когда он вместе с Узбекистаном вошел в состав Российской империи. В эпоху династии Тимуридов (1368 - около 1506), основанной монгольским вождем Тамерланом, которого также называют Тимуром, начался «золотой век» в истории Самарканда. Расцвет города совпал по времени с упадком Великого Шелкового пути, начавшимся с того времени, когда европейцы начали брать под свой контроль морские пути, связывавшие Восток и Запад. Тамерлан взошел на трон, полный решимости создать величественный город, достойный того, чтобы называться столицей династии тимуридов. Собрав искусных мастеров со всех покоренных им земель, Тамерлан начал большую строительную программу, в ходе которой появился целый ряд памятников, которыми мы имеем возможность любоваться сегодня. К югу от бывшего Афросиаба, разрушенного Чингисханом в 1220 году, Тамерлан построил стены, охватившие семикилометровым кольцом сохранившийся город. В новых стенах было шесть ворот, дорога от каждых из них вела к центру города, к площади Регистан. На месте пересечения дорог находился крытый куполом базар, ломившийся от предлагаемых на нем товаров. В западной части города Тамерлан построил крепость - Кук-сарай, или «Синий Дворец» -где разместилась его личная резиденция и сокровищница, постоянно пополнявшаяся за счет дани и подношений. К числу сохранившихся памятников, построенных при Тамерлане, относится мавзолей Гур Эмир (Могила правителя), в котором было погребено тело самого Тамерлана. Тамерлан также восстановил некрополь Шахи-Зинда XI века. Однако самым величественным памятником, относящимся к периоду правления Тамерлана, считается мечеть Биби Ханум, которую он построил в 1399 году после успешного военного похода в . Посвященная любимой жене Тамерлана, Биби Ханум, эта мечеть стала главным местом поклонения во всем Самарканде. Свезенные в город со всей империи 700 мастеров-каменщиков построили эту гигантскую мечеть размером 130 на 100 м. Для того чтобы помочь строителям перемещать строительные материалы, из Индии даже пригнали в Самарканд 95 слонов. Вскоре после окончания ее строительства мечеть начала осыпаться и была почти полностью разрушена во время землетрясения 1897 года. Восстановили ее уже в советские времена, в 1960-1970-х годах. Умерший в 1405 году Тамерлан оставил после себя долгую память, запечатленную во многих архитектурных памятниках Самарканда. Монументальное убранство зданий на площади Регистан. Всю жизнь Тамерлан отдавал предпочтение искусствам и культуре, хотя сам был неграмотным. В завоевательных походах он захватывал в разных странах мастеров и художников и привозил их в Самарканд. Город стал источником космополитичного искусства. После смерти правителя мастерам и художникам было дозволено вернуться к себе на родину, и вместе с ними по исламскому миру разошелся «международный стиль Тимуридов». В Самарканде по приказу правителей этой династии были возведены великолепные здания с пышным монументальным декором. Увенчанный лазурным куполом мавзолей Гур Эмир выглядит удивительно скромным, если учесть, что здесь похоронен Тамерлан, Улугбек и их преемники. Когда в 1941 году советский археолог Михаил Михайлович Герасимов вскрыл гробницу Тамерлана, он обнаружил в ней скелет мужчины, имевшего рану на бедре, но отличавшегося при этом могучим телосложением. Эволюция площади. Хотя площадь Регистан создавалась как базарная, ее предназначение стало меняться при внуке Тамерлана, Улугбеке (1409-1449). Она стала местом вознесения молитв и изучения ислама - на трех сторонах площади появились медресе мусульманские семинарии, в которых изучают ислам), самое рвое из которых было построено в 1420 году. Перед каждым адресе установлены массивные ворота, украшенные традиционной для мусульманского искусства синей, зеленой, желтой и бирюзовой плиткой. Ансамбль площади Регистан считался одним из чудес мусульманского мира и стал образцом для подражания - позже спроектированные подобным образом площади появились в Персии при династии Сафавидов и в Индии во времена Моголов. Когда идущий вице-король Индии лорд Керзон (1859-1925) посетил в 1880-х годах Самарканд, он назвал Регистан «самой благородной общественной площадью в мире». Для общих молитв площадь продолжала использоваться вплоть до начала XX века. Регистан. Три медресе (мусульманские теологические школы) разных эпох окружают центральную площадь Регистан. Слева расположено медресе Улугбека, на мозаичной поверхности плиток которого играет солнечный свет, особенно в предзакатные часы. В центре - медресе Тил-ля-Кари с не менее красивым мозаичным узором. Это медресе легко узнать по голубому луковичному куполу, венчающему мечеть. Наконец, справа медресе Шердор, на фасадах которого изображены живые существа исключительно редкое явление в мусульманском мире. Купол мавзолея Гур-Эмир. Мавзолей Гур-Эмир стоит в ряду первых архитектурных чудес Самарканда. Издалека видны два его минарета, обрамляющие гармоничный купол. Особенно красива верхняя часть здания с необычным куполом с каннелюрами и повторяющимися геометрическими мотивами. Она удивляет и мастерством архитектонического решения, и богатством орнамента. Снаружи мавзолей изукрашен мозаиками всех оттенков синего, голубого, бирюзового, лазоревого. Внутри здания преобладают роскошные золотые тона. Роскошные купола, окрашенные яркими цветами датируются в основном первыми десятилетиями XV века и превосходят великолепием и сложностью все, что было известно в сфере монументального декора до этого; изобретения местных художников стали совершеннейшими образцами мирового искусства.