Город Исфахан
Город Исфахан на западе Ирана на протяжении двух с половиной столетий был столицей правителей из персидской династии Сафа-видов. В центре города находится одно из чудес мусульманского мира, огромная площадь Мейдан-Имам.
Прежде чем стать столицей правителей из династии Сафавидов, Исфахан уже упоминается в хрониках эпохи предшествующей династии Сасанидов (около 224-651) как город, стоящий посреди большого и плодородного оазиса рядом с рекой Зайандех. Мост Поле Шахрестан через эту реку до сих пор стоит на опорах, датируемых временами Сасанидов.
Окруженный со всех сторон сухими землями и горными хребтами, оазис был самым очевидным выбором для места поселения. Возникший здесь город стал региональной столицей мусульман, вторгшихся сюда в 624 году в ходе кампании по распространению ислама в Западной и Центральной Азии, а позже - региональной столицей персидской династии Буидов (X век). Однако первый настоящий расцвет города начался лишь после того, как основатель династии сельджуков, турецкий завоеватель Тогрильбек сделал Исфахан своей столицей в середине XI века. Внук Тогриля, Малик-шах I (правил 1073-1092) построил великолепные сооружения в центре города, включая главную площадь и стоящую на ней прославленную Большую мечеть.
Династия сельджуков прервалась около 1200 года, и на протяжении нескольких столетий Исфахан оставался региональным центром. По сравнению с большими городами Центральной Азии, такими как Тебриз и Казвин, его политическое значение было несравнимо ниже и значительно уступало великолепию городских построек Исфахана.
Правда, положение круто изменилось с приходом к власти сафавидского шаха Аббаса I Великого (правил 1588-1629). Шах Аббас сделал Исфахан своей столицей во многом потому, что другие крупные города Персии, Тебриз и Казвин, находились слишком близко к границе с враждебной Оттоманской империей. Шах Аббас позаботился о величии своей новой столицы город стал не только воплощением могущества Сафавидов, но и религиозным символом империи. Персия следовала шиитской ветви ислама, и прославление величия веры было одной из важнейших целей нового императора. В центре новой столицы шах Аббас создал огромную, обсаженную деревьями площадь размером 510 на 165 м, которая настолько прекрасна, что получила название «Образ мира». Сама площадь была широким песчаным плацем, на котором проходили военные парады, соревнования по игре в поло, публичные казни и другие общественные и династические мероприятия. Славу площади принесли четыре монументальных сооружения, построенные по ее сторонам: две мечети, царский дворец и базар. Эти сооружения соединила двухэтажная, огибающая площадь, сводчатая галерея.
Благодаря процветанию торговли и успешным военным походам против турок, шах Аббас превратил свою столицу в один из прекраснейших городов мира. Удивительная по красоте архитектура города и оживленная торговля отразились в ставшей популярной в XVI веке поговорке: «Исфахан - это половина мира».
Площадь и мечеть Имама.
На переднем плане - сад, обнесенный стеной с глухими аркадами. Он входит в комплекс очень древней и знаменитой «Площади Имама». На заднем плане возвышается мечеть Шаха (Masjid-i-Shah), построенная в XVII веке по инициативе Аббаса Великого и позже переименованная в мечеть Имама (Masjid-i-Imam). Эта мечеть - совершенный пример мечети медресе, одновременно место молитв и очаг изучения Корана. В любой час дня солнечный свет играет на бирюзовом фаянсе купола мечети Имама. Вдали скалистые пики напоминают о диком величии этого края.
Шах Аббас Великий.
Шах Аббас Великий нанял английского искателя приключений Роберта Шерли для того, чтобы реформировать свою армию на европейский манер - основу новой армии составили профессиональные воины. Со своим новым воинством шах Аббас нанес поражение оттоманским туркам и отвоевал у них все западные земли. Он утвердил законодательство Сафавидов, улучшил механизм управления империей и предпринял позитивные шаги для развития промышленности и торговли с Западом. Хотя сама Персия была шиитской империей, шах Аббас терпимо относился к другим религиям и в интересах торговли даже разрешил создание в своей стране христианских миссий. Площадь Мейдане-Имам в Исфахане отражает как религиозное рвение шаха Аббаса, выразившееся в постройке мечети Имама, так и значение, которое он придавал развитию торговли, что выразилось в создании огромного базара Кайсария.
Высшая точка в архитектуре.
Исфахан является выдающимся памятником архитектуры эпохи Сафавидов, направленной на прославление ислама. Город отражает приоритеты ислама в сочетании с традициями Персии и подчиненных ей народов.В частности, цветные плитки, которые в городе Сафавидов можно встретить повсюду, на куполах, минаретах и богато украшенных воротах, отражают древние традиции в архитектуре.
Хотя плитка уже была важным элементом в декоративном искусстве Персии, ее роль значительно выросла с утверждением ислама, и она стала основным украшением религиозных сооружений. Ислам запрещает изображать живых существ, особенно в религиозных сюжетах, поскольку считается, что, изображая живое существо, художник пытается соперничать с богом. Таким образом, мусульманские художники должны были выражать себя в нерепрезентативных формах. Так, например, одной из основных форм изобразительного искусства стала каллиграфия, а также нерепрезентативная живопись и композиции из плитки. Персы начали использовать декоративные кирпичи, покрытые цветной глазурью, а самым популярным цветом, как, в частности, в Исфахане, стал бирюзовый. Ко времени утверждения династии Тимуридов в XV веке мастера научились делать плитку любого цвета. Эти плитки разрезались на мелкие кусочки, из которых собирались мозаичные композиции, после чего готовые фрагменты соединялись друг с другом алебастром и обжигались, чтобы получить цельную панель. В эпоху Сафавидов появилась новая техника изготовления плиток - «семь цветов», или «хафт ранг». Этот способ изготовления плитки был дешевле и проще. Узоры рисовались на чистых, уложенных рядом, плитках. Затем каждая плитка обжигалась по отдельности, а затем узор складывался вновь.
Перед бассейном для омовений.
Ничего более фееричного в сердце мечетей Исфахана, чем цветные переливы от отблесков мозаики, покрывающей стены, на поверхности воды бассейна для омовений. Очистительная вода, воспроизводящая цвет неба и священного здания, наводит на мысли о вечности и безграничности, которые управляют религиозным воображением на всех широтах и фигура человека неразрывно вписывается в это торжественное окружен.
Прежде чем стать столицей правителей из династии Сафавидов, Исфахан уже упоминается в хрониках эпохи предшествующей династии Сасанидов (около 224-651) как город, стоящий посреди большого и плодородного оазиса рядом с рекой Зайандех. Мост Поле Шахрестан через эту реку до сих пор стоит на опорах, датируемых временами Сасанидов.
Окруженный со всех сторон сухими землями и горными хребтами, оазис был самым очевидным выбором для места поселения. Возникший здесь город стал региональной столицей мусульман, вторгшихся сюда в 624 году в ходе кампании по распространению ислама в Западной и Центральной Азии, а позже - региональной столицей персидской династии Буидов (X век). Однако первый настоящий расцвет города начался лишь после того, как основатель династии сельджуков, турецкий завоеватель Тогрильбек сделал Исфахан своей столицей в середине XI века. Внук Тогриля, Малик-шах I (правил 1073-1092) построил великолепные сооружения в центре города, включая главную площадь и стоящую на ней прославленную Большую мечеть.
Династия сельджуков прервалась около 1200 года, и на протяжении нескольких столетий Исфахан оставался региональным центром. По сравнению с большими городами Центральной Азии, такими как Тебриз и Казвин, его политическое значение было несравнимо ниже и значительно уступало великолепию городских построек Исфахана.
Правда, положение круто изменилось с приходом к власти сафавидского шаха Аббаса I Великого (правил 1588-1629). Шах Аббас сделал Исфахан своей столицей во многом потому, что другие крупные города Персии, Тебриз и Казвин, находились слишком близко к границе с враждебной Оттоманской империей. Шах Аббас позаботился о величии своей новой столицы город стал не только воплощением могущества Сафавидов, но и религиозным символом империи. Персия следовала шиитской ветви ислама, и прославление величия веры было одной из важнейших целей нового императора. В центре новой столицы шах Аббас создал огромную, обсаженную деревьями площадь размером 510 на 165 м, которая настолько прекрасна, что получила название «Образ мира». Сама площадь была широким песчаным плацем, на котором проходили военные парады, соревнования по игре в поло, публичные казни и другие общественные и династические мероприятия. Славу площади принесли четыре монументальных сооружения, построенные по ее сторонам: две мечети, царский дворец и базар. Эти сооружения соединила двухэтажная, огибающая площадь, сводчатая галерея.
Благодаря процветанию торговли и успешным военным походам против турок, шах Аббас превратил свою столицу в один из прекраснейших городов мира. Удивительная по красоте архитектура города и оживленная торговля отразились в ставшей популярной в XVI веке поговорке: «Исфахан - это половина мира».
Площадь и мечеть Имама.
На переднем плане - сад, обнесенный стеной с глухими аркадами. Он входит в комплекс очень древней и знаменитой «Площади Имама». На заднем плане возвышается мечеть Шаха (Masjid-i-Shah), построенная в XVII веке по инициативе Аббаса Великого и позже переименованная в мечеть Имама (Masjid-i-Imam). Эта мечеть - совершенный пример мечети медресе, одновременно место молитв и очаг изучения Корана. В любой час дня солнечный свет играет на бирюзовом фаянсе купола мечети Имама. Вдали скалистые пики напоминают о диком величии этого края.
Шах Аббас Великий.
Шах Аббас Великий нанял английского искателя приключений Роберта Шерли для того, чтобы реформировать свою армию на европейский манер - основу новой армии составили профессиональные воины. Со своим новым воинством шах Аббас нанес поражение оттоманским туркам и отвоевал у них все западные земли. Он утвердил законодательство Сафавидов, улучшил механизм управления империей и предпринял позитивные шаги для развития промышленности и торговли с Западом. Хотя сама Персия была шиитской империей, шах Аббас терпимо относился к другим религиям и в интересах торговли даже разрешил создание в своей стране христианских миссий. Площадь Мейдане-Имам в Исфахане отражает как религиозное рвение шаха Аббаса, выразившееся в постройке мечети Имама, так и значение, которое он придавал развитию торговли, что выразилось в создании огромного базара Кайсария.
Высшая точка в архитектуре.
Исфахан является выдающимся памятником архитектуры эпохи Сафавидов, направленной на прославление ислама. Город отражает приоритеты ислама в сочетании с традициями Персии и подчиненных ей народов.В частности, цветные плитки, которые в городе Сафавидов можно встретить повсюду, на куполах, минаретах и богато украшенных воротах, отражают древние традиции в архитектуре.
Хотя плитка уже была важным элементом в декоративном искусстве Персии, ее роль значительно выросла с утверждением ислама, и она стала основным украшением религиозных сооружений. Ислам запрещает изображать живых существ, особенно в религиозных сюжетах, поскольку считается, что, изображая живое существо, художник пытается соперничать с богом. Таким образом, мусульманские художники должны были выражать себя в нерепрезентативных формах. Так, например, одной из основных форм изобразительного искусства стала каллиграфия, а также нерепрезентативная живопись и композиции из плитки. Персы начали использовать декоративные кирпичи, покрытые цветной глазурью, а самым популярным цветом, как, в частности, в Исфахане, стал бирюзовый. Ко времени утверждения династии Тимуридов в XV веке мастера научились делать плитку любого цвета. Эти плитки разрезались на мелкие кусочки, из которых собирались мозаичные композиции, после чего готовые фрагменты соединялись друг с другом алебастром и обжигались, чтобы получить цельную панель. В эпоху Сафавидов появилась новая техника изготовления плиток - «семь цветов», или «хафт ранг». Этот способ изготовления плитки был дешевле и проще. Узоры рисовались на чистых, уложенных рядом, плитках. Затем каждая плитка обжигалась по отдельности, а затем узор складывался вновь.
Перед бассейном для омовений.
Ничего более фееричного в сердце мечетей Исфахана, чем цветные переливы от отблесков мозаики, покрывающей стены, на поверхности воды бассейна для омовений. Очистительная вода, воспроизводящая цвет неба и священного здания, наводит на мысли о вечности и безграничности, которые управляют религиозным воображением на всех широтах и фигура человека неразрывно вписывается в это торжественное окружен.