» Флорентийский собор

Флорентийский собор


Собор во Флоренции, строительство которого началось в 1294 г., стал одним из самых больших итальянских городских соборов. Арнольфо ди Камбио (1232-1300) разработал необычный план собора, где широкий неф завершался восьмиугольной куполообразной апсидой. Восточное влияние, заметное в формах собора, вероятно, объясняется уважением к наиболее почитаемой в городе святой Репарате, которая приняла мученическую смерть в Кесарии в 250 г до н. э. Однако новое здание собора посвятили святой Деве Марии. На конструкцию собора повлиял запрет использования внешних опор. В самом конце XIV в. архитектор Джованни ДАмброджио, который тогда возглавлял строительство, начал сооружать внешние опоры по образцу готических контрфорсов. Однако после запрета эти опоры разобрали, а самого дАмброджио отстранили от работы. В 1350-х гг. флорентийцы, желая превзойти церкви Пизы и Сиены, решили увеличить длину нефа. Согласно новому плану необходимо было разобрать некоторые, уже построенные части здания, чтобы развить те же самые конструкции в гораздо большем масштабе. Новый купол имел такой же размах, как и купол римского Пантеона, однако его высота была почти на 60 м выше. Кроме того, необходимо отметить, что римляне использовали для строительства кирпич и связующий раствор, а у флорентийцев был только кирпич. Способ изготовления связующего раствора к тому времени уже забыли.

Никто не знал, как завершить возведение такого купола. Каменные своды приделов должны были опираться на массивные контрфорсы, однако из-за увеличенной высоты арок они не могли выполнять свою функцию. В нефе отсутствует трифорий. Вместо него между вершинами арок и повышенными сводами проходит четкая линия зубчатого антаблемента.

Снаружи три стороны восьмиугольного восточного края церковного здания выглядели таким образом, чтобы они полностью вписывались в ширину основного здания церкви. Отделку фасада делали по образцу баптистерия XIII в., находящегося перед собором. К тому времени, когда Филиппо Брунел-лески принял участие в строительстве собора, основное здание уже почти закончили, осталось только отверстие, где должен был находиться купол. Задача осложнялась еще и тем, что по сторонам барабана сделали большие круглые окна. Это означало, что боковые своды не смогут передать усилия распора на основание, как это сделано в соборе Святой Софии. В результате этого строительство приостановилось.

Оказалось, что невозможно возвести деревянные конструкции, которые смогли бы удержать такой купол во время строительства. Это явилось причиной того, что каждый последующий архитектор, участвовавший в постройке собора, брался за все части здания, кроме купола. В 1418 г. объявили конкурс, чтобы решить проблему купола. Это был один из самых ранних общественных конкурсов в истории архитектуры. Его выиграл Брунеллески. Он предложил очень остроумный способ, при помощи которого купол можно было построить с ограниченным использованием деревянных лесов. Задача, стоящая перед ним, не ограничивалась только тем, как строить купол. Архитектор должен был решить вопрос, как погасить усилия распора купола без использования внешних опор.

Брунеллески создал сетчатую конструкцию с изогнутыми каменными ребрами и большой металлической цепью у основания купола, которая принимала на себя все остаточные горизонтальные нагрузки. Сетка сделана из кирпичей, выложенных «елочкой», что обеспечивало одинаковый наклон всех ребер купола. Преимущество такого способа состояло в том, что на первой стадии строительства не требовалось поддерживающих лесов, поскольку каждый слой по спирали приближается к центру, будучи связанным с нижним. Центрирующую платформу, отдельную от самого купола, построили только на последней стадии. На верхушке купол не замыкался, а завершался круглым окном, диаметр которого равнялся около 7 м. Для усиления сжатия ребер на вершине купола над круглым окном необходимо было построить более тяжелый фонарь, чем обычно. Фонарь начали строить в 1446 г. также по проекту Брунеллески.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.