» Железнодорожные станции как архитектурные шедевры

Железнодорожные станции как архитектурные шедевры


Анри Клодде Рувруа, граф Сен-Симон (1760-1825), первым обративший внимание на начало процесса индустриализации, сделал многое и для того, чтобы познакомить европейцев с возможностями новых технологий строительства с применением металлических конструкций. Однако для большинства населения Европы и Англии самыми наглядными примерами таких технологий стали железнодорожные вокзалы XIX в., которые были не только чудом современного строительства, но и служили парадной витриной новой культуры мобильности и международного обмена, в то время как новыми арбитрами вкуса становились теперь гражданские инженеры. Так, вокзал Сент-Панкрас в Лондоне (1863-1876) имел перекрытия 80 м, что превосходило все, о чем в прежние времена мог мечтать архитектор. Огромные стальные элементы привносились в конструкцию и самой железной дорогой: в здании вокзала, обращенного фасадом к городу, находились залы ожидания и помещения для багажа и офисов самого разного назначения. К 1880-м гг. подобные терминалы появились не только в Англии, но и в Германии, Франции, Соединенных Штатах и даже колониях (например, построенный в 1888 г. вокзал Виктория в Бомбее). Железнодорожные вокзалы стали символом своего времени, и кто-то даже сказал, что они имели для XIX в. такое же значение, что монастыри и соборы для XIII в.

Такое возвеличение вокзалов частично объясняется тем, что все железные дороги принадлежали конкурирующим между собой частным компаниям, которые нуждались в грандиозных станциях не только потому, что последние служили символом их корпоративных достижений, но чаще потому, что от них вели альтернативные железнодорожные пути, В результате этого лишь несколько более или менее значимых английских городов обслуживались только одной железнодорожной компанией, а в Лондоне довольно скоро было уже несколько никак не связанных между собой железнодорожных веток. Вокзалы отличались стилями своих фасадов, галерей и залов ожидания, но сам тип здания оставался одним и тем же вплоть до XX столетия. Классическим примером такого вокзала является Анхальтер-Банхоф (1872-1880) в Берлине.

В колониях, где всеми железными дорогами монопольно владела Англия, вокзалы стали символом цивилизационных достижений, ставших возможными только благодаря колониальному управлению. В Департаменте общественных работ в колониальной Индии, где служили специально обученные английские военные инженеры, очень гордились не только построенными ими огромными терминалами, но и тысячами более мелких станций, необходимых для вывоза природного сырья и доставки людей и продовольствия в удаленные районы страны. В то время как значительные вокзалы отличались просторными залами и богатым внутренним декором, небольшие станции строились по стандартному, рациональному плану, который не только оптимально удовлетворял их функциональные нужды, но и пропагандировал и повсеместно распространял военный порядок.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.