» Как изобрели паровоз

Как изобрели паровоз


Чтобы рассказать о том, как изобрели паровоз, надо упомянуть имена многих изобретателей. И хотя первый патент на него получил 210 лет назад Ричард Тревитик, многие называют изобретателем паровоза Джорджа Стефенсона. 

Рельсы не были изобретены одновременно с паровозом (считается, что их знали еще древние римляне). А в XVI веке они оказались весьма востребованы на рудниках Европы. При невероятном для того времени развитии металлургии нужен был транспорт, который бы мог быстро перевозить тяжелые грузы. И Абрагам Дерби-сын применил деревянные рельсовые дороги для доставки руды и угля к заводу. Теперь тележка, в которую запрягались три лошади, могла перевезти груз, который ранее был под силу двадцати животным. А в 1767 г. зять Дерби придумал заменить дерево чугунными пластинами, предусмотрев направляющую колею для колес. И уже две лошади справлялись с девятнадцатью тележками или могли везти 1500 кг груза.

Позже стали использовать железные угольники. Такие первые железнодорожные пути сооружались до 1801 года только на рудниках. А потом в Англии была открыта первая пассажирская дорога с конной тягой между Кройдоном и Уондсвортом.

И уже год спустя патент на изобретение паровоза получает Ричард Тревитик. Он был в молодости знаком с изобретателем паровой машины Джеймсом Уаттом, занимался разработкой паровых котлов высокого давления, сам считался известным изобретателем.

Существовало заблуждение, что гладкие поверхности рельс и колес паровоза не будут обладать достаточной силой сцепления, чтобы паровоз мог не только передвигаться сам, но еще и вести за собой поезд. Тревитик опытным путем доказал, что это не так.

Англия 1804 год. Первый паровоз – транспорт с паровой машиной в качестве двигателя. Интересно, что топка располагалась в его передней части под дымовой трубой, поэтому повозку с углем и местом для кочегара - тендер - прицепляли впереди паровоза.

Еще четырьмя годами позже Тревитик строит в Лондоне круговую железную дорогу. Скорость локомотива без груза была 20 км/час. К тому же сжигалось большое количество угля, рельсы, рассчитанные на «лошадиный привод», под такой тяжестью быстро приходили в негодность.

Тревитик сконструировал еще несколько паровозов, больше походящих на детские аттракционы, и умер в нищете.

Блекетт и Хедлей в 1815 году смогли решить проблему уменьшения нагрузки на ось, чтобы локомотив не ломал рельсы. Раньше на тендер перед каждой поездкой загружали их запас, чтобы была возможность ремонта пути. А Хедлей и Блекетт поставили котел на одну раму с тендером и увеличили число колесных пар до четырех. Их паровоз под названием «Пыхтящий Билли» отработал на руднике почти 50 лет, а потом стал музейным экспонатом.

Наиболее удачными оказались локомотивы Джорджа Стефенсона. Рожденный в семье шахтера, он трудился с детства и только к 18-ти годам научился читать и писать. Имел опыт работы машинистом угольной шахты, а затем стал сам проектировать паровые машины. Его первый паровоз «Блюхер», сделанный в 1814 году, был немного выгоднее лошадей, обслуживающих рудник. За следующие пять лет Стефенсон построил ещё 16 машин. Всю жизнь он посвятил строительству паровозов и добился в этом успеха.













В 1825 году по дороге Дарлингтон - Стоктон прошел первый поезд. В нем было 34 вагона. Шесть из них - с грузом, а остальные предназначались для публики. Общий вес – около 90 тонн. Этим составом управлял сам Стефенсон. Впереди него скакал верховой с требованием освободить рельсы. Кое-где он мчался во весь опор, так как поезд мог разгоняться до 24 км/ч.

В 1829 году паровоз Стефенсона «Ракета» выиграл конкурс, объявленный транспортной компанией Манчестер-Ливерпульской дороги. Именно эта дорога стала первым крупным технически правильно осуществленным проектом железнодорожного строительства.

Рассказав о том, как изобрели паровоз, надо добавить, что внедрение этого изобретения дало невероятный по тем временам рост промышленности, особенно металлургической.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.