Как изобрели колесо
С тех пор, как изобрели колесо, прошло приблизительно пять или шесть тысяч лет. Это изобретение можно назвать одним из самых простых, но оно послужило толчком для стремительного развития науки и ремесел.
Замечено, что самые древние колеса археологи находят в тех местах, где человек уже освоил к тому времени обработку металла - в Месопотамии и Средней Азии. И целью изобретателей была отнюдь не скорость передвижения, а возможность перемещать тяжести на большие расстояния. Эта потребность появилась, когда люди начали возводить большие города и вести торговлю, как бы мы сказали сегодня, в крупных масштабах.
Вероятно, предшественником колеса изначально были гладкие и круглые в поперечном срезе бревна. Их подкладывали под груз, который надо было переместить, и прокатывали его по ним. Потом появилась идея прочно скрепить несколько досок между собой, а снизу расположить две пары гладких бревен. Между ними помещалось третье, которое и выполняло функции колеса – «ехало» по земле. Постепенно это третье бревно трансформировалось в плоский диск, который мы сегодня называем колесом. Первоначально оно было насажено на ось и зафиксировано клином. В шумерском Уруке (Междуречье) найдены изображения салазок с колесиками, датируемые 3000 г. до н.э. Но такая конструкция была очень несовершенной. Повозки буксовали, с трудом поворачивали, и люди догадались намертво закрепить ось на телеге, а колесам позволили свободно вращаться на концах оси.
Первый транспорт имел два или четыре колеса. Но четырехколесные образцы были непрактичны, так как обе оси намертво крепились к корпусу. Резкий разворот был невозможен, пока не появилась передняя управляемая ось, с которой можно было без труда «маневрировать». К двадцать седьмому веку до нашей эры шумеры пользовались управляемыми повозками и колесницами, и даже хоронили своих царей вместе с их «транспортом».
Во втором тысячелетии до нашей эры в Юго-Западной Азии появляются колеса со спицами, это позволило значительно облегчить колесо, не снижая его прочности. Тысячу лет спустя кельты, чтобы увеличить прочность и срок службы своих колес, применили металлический обод, который сегодня трансформировался в резиновые шины.
Существует еще одна версия о том, как изобрели колесо, и связана она с гончарным искусством. Изобретение гончарного круга в разных странах совпадает по времени с появлением колеса. А что такое гончарный круг? Это колесная ось, поставленная вертикально. И кто у кого позаимствовал идею – хозяин повозки у гончара или наоборот – неизвестно. Но выгода обоюдная… А вот коренные народы Америки не были знакомы ни с колесом, ни с гончарным кругом.
Не знали колеса и австралийские племена. Тем забавнее факт, что в наши дни (в 2001 году) юрист из Мельбурна Джон Кэо смог получить инновационный патент с формулировкой: «круглое устройство, применяемое для транспортировки грузов». Запатентовал давно известное всем колесо он не из соображений личной выгоды, а чтобы наглядно показать несовершенство патентного закона Австралии.
Замечено, что самые древние колеса археологи находят в тех местах, где человек уже освоил к тому времени обработку металла - в Месопотамии и Средней Азии. И целью изобретателей была отнюдь не скорость передвижения, а возможность перемещать тяжести на большие расстояния. Эта потребность появилась, когда люди начали возводить большие города и вести торговлю, как бы мы сказали сегодня, в крупных масштабах.
Вероятно, предшественником колеса изначально были гладкие и круглые в поперечном срезе бревна. Их подкладывали под груз, который надо было переместить, и прокатывали его по ним. Потом появилась идея прочно скрепить несколько досок между собой, а снизу расположить две пары гладких бревен. Между ними помещалось третье, которое и выполняло функции колеса – «ехало» по земле. Постепенно это третье бревно трансформировалось в плоский диск, который мы сегодня называем колесом. Первоначально оно было насажено на ось и зафиксировано клином. В шумерском Уруке (Междуречье) найдены изображения салазок с колесиками, датируемые 3000 г. до н.э. Но такая конструкция была очень несовершенной. Повозки буксовали, с трудом поворачивали, и люди догадались намертво закрепить ось на телеге, а колесам позволили свободно вращаться на концах оси.
Первый транспорт имел два или четыре колеса. Но четырехколесные образцы были непрактичны, так как обе оси намертво крепились к корпусу. Резкий разворот был невозможен, пока не появилась передняя управляемая ось, с которой можно было без труда «маневрировать». К двадцать седьмому веку до нашей эры шумеры пользовались управляемыми повозками и колесницами, и даже хоронили своих царей вместе с их «транспортом».
Во втором тысячелетии до нашей эры в Юго-Западной Азии появляются колеса со спицами, это позволило значительно облегчить колесо, не снижая его прочности. Тысячу лет спустя кельты, чтобы увеличить прочность и срок службы своих колес, применили металлический обод, который сегодня трансформировался в резиновые шины.
Существует еще одна версия о том, как изобрели колесо, и связана она с гончарным искусством. Изобретение гончарного круга в разных странах совпадает по времени с появлением колеса. А что такое гончарный круг? Это колесная ось, поставленная вертикально. И кто у кого позаимствовал идею – хозяин повозки у гончара или наоборот – неизвестно. Но выгода обоюдная… А вот коренные народы Америки не были знакомы ни с колесом, ни с гончарным кругом.
Не знали колеса и австралийские племена. Тем забавнее факт, что в наши дни (в 2001 году) юрист из Мельбурна Джон Кэо смог получить инновационный патент с формулировкой: «круглое устройство, применяемое для транспортировки грузов». Запатентовал давно известное всем колесо он не из соображений личной выгоды, а чтобы наглядно показать несовершенство патентного закона Австралии.