Кацура Рикю - загородный императорский дворец Кацура
В отличие от военачальников сегуна, которые под влиянием своих аристократических амбиций создавали роскошные проявления могущества, древние аристократические роды, большинство из которых отстранили от власти, под влиянием идеалов дзен-буддизма обратились к эстетике самосозерцания и нарочитой простоты.Наиболее характерным примером этой новой эстетики с точки зрения многих современных архитекторов является жемчужина японской архитектуры - загородный императорский дворец Кацура. Его построили дворянин Исидзономия Тосихито (1579-1629) и его сын Тоситада (1619-1662). Проект основан на формах традиционного чайного домика. В XVII в. подача чая и чаепитие превратились в сложный ритуал с изысканными церемониями, демонстрирующими качество чая и способы его приготовления. При этом самому чаепитию уделяли меньше внимания. Во второй половине XVI в. покровитель дзен-буддийских монахов в Гйнкакудзи, Сэн-но Рикю (1522-1591), преобразовал эту церемонию и весь характер ритуала сделал более простым и строгим. Это стало упражнением по развитию своей личности, называемое ваби-тя. Его известное изречение «один момент, одна встреча». Эта церемония противопоставлялась расточительности сегунов. С ее помощью стремились освободиться от всех мыслей о прошлом и будущем и достичь состояния отрешенности.
Рикю создал один из первых чайных домиков - соан, названный Таян. Он находился в Ямазаки к югу от Киото. К домику вела тщательно проложенная петляющая дорожка. Со всей дорожки, особенно на ее поворотах, открывались виды сада. Последний участок дорожки проходил под углом к домику, откуда открывался вид где-то на три четверти сооружения. Аккуратно подрезанные деревья заслоняли часть чайного домика и зрительно делили его вид на две части. Предполагалось, что это поможет участнику очистить свой разум и сконцентрироваться на настоящем.
Внутри домика находилась простая лавка, на которой сидел посетитель в ожидании приготовления церемонии. Вход в домик был через такую низкую дверь (нидзиритути или «лазоподобная дверь»), что человеку приходилось наклоняться, принимая позу смирения. В главном помещении (тясицу) лежало две циновки-татами, еще одна - использовалось для приготовления чая (каттэ), а четвертая циновка устилала вспомогательное помещение. Крыша домика -плоская и низкая. Только над главным местом она повышается на десяток см. Внутри в углу установлен очаг для кипячения воды. Все сооружение сделано из простых необработанных материалов.Загородный императорский дворец Кацура, площадью 7 га, расположен на западном берегу реки Кацура, протекающей в пригороде Киото, Главное здание состоит из трех связанных друг с другом сёинов (или частей), называемых Старый, Средний и Новый сёин. Оно стоит на западном берегу водоема криволинейной формы с несколькими островами. Старый сёин, расположенный севернее остальных, построен князем Тосихито, а два остальных - его сыном, князем Тоситадой. Новый сёин вместе с воротами и подъездной дорожкой построен по случаю посещения Кацуры императором ГЪ-Мидзуно в 1663 г. Семь чайных домиков расположены в саду в виде полукруглой дуги и связаны друг с другом прогулочной дорожкой. Поэтому Кацура представляет собой только загородную резиденцию знатного дворянина с прогулочным садом. Кацура замечательна своим планом расположения сооружений, использованием материалов и маршрутом, по которому проложена прогулочная дорожка. Она, подобно дорожке к чайному домику Рикю, проходит таким образом, чтобы показать все великолепие Кацуры.
Вход во дворец осуществляется через двое ворот. Обычные люди входили в Кацуру через простые бамбуковые ворота, расположенные на дальнем конце строгой, но безукоризненно выстроенной бамбуковой ограды. Снаружи не видно ничего того, что было внутри. Даже при входе на территорию вид искусно скрыт преградой. Передние ворота Кацуры созданы для посещения этого дворца императором. Эти ворота довольно скромны. Они открываются на прямую дорожку, посыпанную гравием и обсаженную деревьями. Дорожка приводит к другим воротам, расположенным в центре картины. Вход во дворец Кацура проходит в тишине.
После вторых ворот гравийная дорожка резко поворачивает направо и около 50 м проходит прямо. Это самая длинная прямолинейная дорожка в Кацуре. Сад расположен слева, а вилла - впереди, однако вид с этой императорской дорожки тщательно скрыт кустами и деревьями. При проходе по дорожке открываются виды только на небольшие фрагменты сада, на части главного чайного домика и на лодочный домик. С моста открываются виды на воду. Затем дорожка подходит к северному краю дворца, где она делает резкий поворот налево. Только в этом месте мы действительно входим во дворец.
В водоем вдается узкий мыс, огражденный живой изгородью. В центре мыса растет миниатюрная сосна Суми-ноэ. Вид дерева на фоне сада привлекает особое внимание. Благодаря миниатюрному дереву мыс кажется длиннее, чем он есть на самом деле. Он показывает насколько продумана символика в пейзаже. Сад дворца Кацура привлекает не только своей живописностью, это - готовый набор декораций для киносъемок в пространстве и времени.
Справа от мыса Суминоэ за горбатым деревянным мостом находятся центральные ворота, где посетитель впервые сталкивается с архитектурой. Простая отдельно стоящая стенка с прямоугольным проходом тянется на запад от подсобного здания (где расположен вход для обычных людей). В конце гравийной дорожки у порога в этом проходе лежит один большой плоский необработанный камень, а за ним -четыре гладких каменных плиты, положенные квадратом. Свободно расходящиеся дорожки, выложенные из отдельно лежащих камней, пересекают прямую дорожку, сделанную из прямоугольных каменных плит. Таким образом, в Кацу-ре применяется разный тип мощения дорожек. Продуманное сочетание разных каменных дорожек производит сильное зрительное и осязаемое впечатление.
От центральных ворот каменная дорожка ведет ко входу в старый сёин, называемый стоянкой императорской кареты. Здесь от Старого сёина на север отходит еще одна отдельно стоящая стенка с проходом, от которого начинается другая, аккуратно выложенная дорожка, ведущая на восток в Геп-паро - ближайший к сёинам чайный павильон. Каменные дорожки, выложенные из отдельно лежащих камней, похожи на чьи-то загадочные следы. Они все время приглашают идти по ним.
На заключительном участке пути до Старого сёина находится еще один необработанный камень. Он установлен прямо у деревянной лестницы при входной двери
Другая характерная особенность Кацуры - планировка дворца в виде простой хижины, находящейся в полной гармонии с окружающим природным ландшафтом (это мало чем отличается от дворцовой архитектуры того времени). Это очень похоже на чайный домик Рикю. У каждого входа в виллу расположены большие необработанные камни и каждая внешняя опора, по крайней мере со стороны сада, установлена на камне, который служит ей основанием. Как и в чайном домике Рикю, все деревянные стойки и брусья оставили-необработанными и некрашеными, на некоторых можно даже увидеть кору.
Геометрия плана трех сёинов основана на размерах татами и раздвижных стенок сёдзи, оклеенных прозрачной рисовой бумагой. Планировка внутреннего пространства представляет собой ряд проходных комнат при этом все наиболее важные комнаты находятся в восточной части, выходящей в сад. Второстепенные комнаты на западе имеют проходы в нежилые помещения. Средний и Новый сёины соединяются особым промежуточным помещением, которое называется Музыкальная комната. Вдоль восточной границы дворца проходит внешняя веранда. Она ограничена раздвижными стенками, которые можно открывать и закрывать для регулировки освещения и соединения внешнего и внутреннего пространства.
Пространственным и зрительным центром Старого сёина является поперечная ось, образованная кладовой, комнатой Копья и основным помещением сёина (Вторая Комната) с внешним бамбуковым помостом, называемым площадкой для созерцания луны. (Река Кацура была известна как живописное место для наблюдения за луной в августе.) Оба вида - рамочный вид из сёина и открытый вид с площадки - разработаны очень тщательно. Миниатюрная каменная пагода на поляне на южном конце острова Бессмертия - единственный отчетливый объект среди непрерывного лесного пейзажа. Основой пейзажа является неподвижная вода пруда, в которой ночью на востоке отражается восходящая луна, а днем - деревья со своими неправильными очертаниями. Осенью деревья окрашиваются яркими цветами, а зимой на них лежит снег.
Основным занятием в Кацуре является прогулка по саду. Создание сада традиционно приписывают мастеру чайных церемоний и планировщику садов, Кобо-ри Энею (1579-1647), однако прямых доказательств этому нет. В саду можно гулять по-разному но чаще всего начинали прогулку с севера, обходили пруд по часовой стрелке от Старого сёина, спускались к императорской дорожке, обходили северный сад с Дальними местами для отдыха, шли по берегу к главному чайному павильону (Сёкинтэй), потом заходили на большой остров с чайными павильонами Сёйкен и Оринго, а затем через площадку для верховой езды и сад мхов - обратно к Старому сёину.
Важно отметить, что эти дорожки созданы не как пути к какой-то определенной цели. Большинство дорожек очень аккуратно выложены из отдельных необработанных камней, которые находятся на расстоянии одного шага друг от друга. Хотя каждый камень лежит строго горизонтально и расстояние между камнями всегда равно одному шагу, камни не образуют непрерывную дорожку и внезапно могут делать неожиданные повороты, которые вынуждают не только внимательно смотреть, куда наступить, но и сосредоточиться на самой ходьбе. Отдельные камни дорожки позволяют приобрести осязательный и медитативный опыт размеренной ходьбы, как того требует практика дзен-буддизма.
Пересечения дорожек также сделаны очень искусно. Когда прямолинейные дорожки, окружающие сёины и выложенные из прямоугольных обработанных камней, пересекаются дорожками, выложенными из отдельных камней, последние будто бы танцуют вокруг первых с недозволенным пренебрежением. Но когда они сталкиваются с каскадом из гальки, которая изображает прибрежный «песок», они решительно проходят через нее, подобно спешащему пешеходу. Иногда кажется, что у них есть какие-то свои задачи. Дорожка из отдельных камней проходит прямо через сад влажных мхов рядом со Средним сёином, в то время как прямолинейная дорожка обходит сад по краю. В остальных случаях они просто функциональны. Каменные фонари по пути отмечают концы дорожек и места отдыха. Одно из наиболее известных использований фонаря можно увидеть на отмели, выдающейся в пруд. Здесь в конце отмели единственный фонарь, называемый фонарь Ночного дождя, отмечает окончание дорожки, которое можно не заметить.
Рикю создал один из первых чайных домиков - соан, названный Таян. Он находился в Ямазаки к югу от Киото. К домику вела тщательно проложенная петляющая дорожка. Со всей дорожки, особенно на ее поворотах, открывались виды сада. Последний участок дорожки проходил под углом к домику, откуда открывался вид где-то на три четверти сооружения. Аккуратно подрезанные деревья заслоняли часть чайного домика и зрительно делили его вид на две части. Предполагалось, что это поможет участнику очистить свой разум и сконцентрироваться на настоящем.
Внутри домика находилась простая лавка, на которой сидел посетитель в ожидании приготовления церемонии. Вход в домик был через такую низкую дверь (нидзиритути или «лазоподобная дверь»), что человеку приходилось наклоняться, принимая позу смирения. В главном помещении (тясицу) лежало две циновки-татами, еще одна - использовалось для приготовления чая (каттэ), а четвертая циновка устилала вспомогательное помещение. Крыша домика -плоская и низкая. Только над главным местом она повышается на десяток см. Внутри в углу установлен очаг для кипячения воды. Все сооружение сделано из простых необработанных материалов.Загородный императорский дворец Кацура, площадью 7 га, расположен на западном берегу реки Кацура, протекающей в пригороде Киото, Главное здание состоит из трех связанных друг с другом сёинов (или частей), называемых Старый, Средний и Новый сёин. Оно стоит на западном берегу водоема криволинейной формы с несколькими островами. Старый сёин, расположенный севернее остальных, построен князем Тосихито, а два остальных - его сыном, князем Тоситадой. Новый сёин вместе с воротами и подъездной дорожкой построен по случаю посещения Кацуры императором ГЪ-Мидзуно в 1663 г. Семь чайных домиков расположены в саду в виде полукруглой дуги и связаны друг с другом прогулочной дорожкой. Поэтому Кацура представляет собой только загородную резиденцию знатного дворянина с прогулочным садом. Кацура замечательна своим планом расположения сооружений, использованием материалов и маршрутом, по которому проложена прогулочная дорожка. Она, подобно дорожке к чайному домику Рикю, проходит таким образом, чтобы показать все великолепие Кацуры.
Вход во дворец осуществляется через двое ворот. Обычные люди входили в Кацуру через простые бамбуковые ворота, расположенные на дальнем конце строгой, но безукоризненно выстроенной бамбуковой ограды. Снаружи не видно ничего того, что было внутри. Даже при входе на территорию вид искусно скрыт преградой. Передние ворота Кацуры созданы для посещения этого дворца императором. Эти ворота довольно скромны. Они открываются на прямую дорожку, посыпанную гравием и обсаженную деревьями. Дорожка приводит к другим воротам, расположенным в центре картины. Вход во дворец Кацура проходит в тишине.
После вторых ворот гравийная дорожка резко поворачивает направо и около 50 м проходит прямо. Это самая длинная прямолинейная дорожка в Кацуре. Сад расположен слева, а вилла - впереди, однако вид с этой императорской дорожки тщательно скрыт кустами и деревьями. При проходе по дорожке открываются виды только на небольшие фрагменты сада, на части главного чайного домика и на лодочный домик. С моста открываются виды на воду. Затем дорожка подходит к северному краю дворца, где она делает резкий поворот налево. Только в этом месте мы действительно входим во дворец.
В водоем вдается узкий мыс, огражденный живой изгородью. В центре мыса растет миниатюрная сосна Суми-ноэ. Вид дерева на фоне сада привлекает особое внимание. Благодаря миниатюрному дереву мыс кажется длиннее, чем он есть на самом деле. Он показывает насколько продумана символика в пейзаже. Сад дворца Кацура привлекает не только своей живописностью, это - готовый набор декораций для киносъемок в пространстве и времени.
Справа от мыса Суминоэ за горбатым деревянным мостом находятся центральные ворота, где посетитель впервые сталкивается с архитектурой. Простая отдельно стоящая стенка с прямоугольным проходом тянется на запад от подсобного здания (где расположен вход для обычных людей). В конце гравийной дорожки у порога в этом проходе лежит один большой плоский необработанный камень, а за ним -четыре гладких каменных плиты, положенные квадратом. Свободно расходящиеся дорожки, выложенные из отдельно лежащих камней, пересекают прямую дорожку, сделанную из прямоугольных каменных плит. Таким образом, в Кацу-ре применяется разный тип мощения дорожек. Продуманное сочетание разных каменных дорожек производит сильное зрительное и осязаемое впечатление.
От центральных ворот каменная дорожка ведет ко входу в старый сёин, называемый стоянкой императорской кареты. Здесь от Старого сёина на север отходит еще одна отдельно стоящая стенка с проходом, от которого начинается другая, аккуратно выложенная дорожка, ведущая на восток в Геп-паро - ближайший к сёинам чайный павильон. Каменные дорожки, выложенные из отдельно лежащих камней, похожи на чьи-то загадочные следы. Они все время приглашают идти по ним.
На заключительном участке пути до Старого сёина находится еще один необработанный камень. Он установлен прямо у деревянной лестницы при входной двери
Другая характерная особенность Кацуры - планировка дворца в виде простой хижины, находящейся в полной гармонии с окружающим природным ландшафтом (это мало чем отличается от дворцовой архитектуры того времени). Это очень похоже на чайный домик Рикю. У каждого входа в виллу расположены большие необработанные камни и каждая внешняя опора, по крайней мере со стороны сада, установлена на камне, который служит ей основанием. Как и в чайном домике Рикю, все деревянные стойки и брусья оставили-необработанными и некрашеными, на некоторых можно даже увидеть кору.
Геометрия плана трех сёинов основана на размерах татами и раздвижных стенок сёдзи, оклеенных прозрачной рисовой бумагой. Планировка внутреннего пространства представляет собой ряд проходных комнат при этом все наиболее важные комнаты находятся в восточной части, выходящей в сад. Второстепенные комнаты на западе имеют проходы в нежилые помещения. Средний и Новый сёины соединяются особым промежуточным помещением, которое называется Музыкальная комната. Вдоль восточной границы дворца проходит внешняя веранда. Она ограничена раздвижными стенками, которые можно открывать и закрывать для регулировки освещения и соединения внешнего и внутреннего пространства.
Пространственным и зрительным центром Старого сёина является поперечная ось, образованная кладовой, комнатой Копья и основным помещением сёина (Вторая Комната) с внешним бамбуковым помостом, называемым площадкой для созерцания луны. (Река Кацура была известна как живописное место для наблюдения за луной в августе.) Оба вида - рамочный вид из сёина и открытый вид с площадки - разработаны очень тщательно. Миниатюрная каменная пагода на поляне на южном конце острова Бессмертия - единственный отчетливый объект среди непрерывного лесного пейзажа. Основой пейзажа является неподвижная вода пруда, в которой ночью на востоке отражается восходящая луна, а днем - деревья со своими неправильными очертаниями. Осенью деревья окрашиваются яркими цветами, а зимой на них лежит снег.
Основным занятием в Кацуре является прогулка по саду. Создание сада традиционно приписывают мастеру чайных церемоний и планировщику садов, Кобо-ри Энею (1579-1647), однако прямых доказательств этому нет. В саду можно гулять по-разному но чаще всего начинали прогулку с севера, обходили пруд по часовой стрелке от Старого сёина, спускались к императорской дорожке, обходили северный сад с Дальними местами для отдыха, шли по берегу к главному чайному павильону (Сёкинтэй), потом заходили на большой остров с чайными павильонами Сёйкен и Оринго, а затем через площадку для верховой езды и сад мхов - обратно к Старому сёину.
Важно отметить, что эти дорожки созданы не как пути к какой-то определенной цели. Большинство дорожек очень аккуратно выложены из отдельных необработанных камней, которые находятся на расстоянии одного шага друг от друга. Хотя каждый камень лежит строго горизонтально и расстояние между камнями всегда равно одному шагу, камни не образуют непрерывную дорожку и внезапно могут делать неожиданные повороты, которые вынуждают не только внимательно смотреть, куда наступить, но и сосредоточиться на самой ходьбе. Отдельные камни дорожки позволяют приобрести осязательный и медитативный опыт размеренной ходьбы, как того требует практика дзен-буддизма.
Пересечения дорожек также сделаны очень искусно. Когда прямолинейные дорожки, окружающие сёины и выложенные из прямоугольных обработанных камней, пересекаются дорожками, выложенными из отдельных камней, последние будто бы танцуют вокруг первых с недозволенным пренебрежением. Но когда они сталкиваются с каскадом из гальки, которая изображает прибрежный «песок», они решительно проходят через нее, подобно спешащему пешеходу. Иногда кажется, что у них есть какие-то свои задачи. Дорожка из отдельных камней проходит прямо через сад влажных мхов рядом со Средним сёином, в то время как прямолинейная дорожка обходит сад по краю. В остальных случаях они просто функциональны. Каменные фонари по пути отмечают концы дорожек и места отдыха. Одно из наиболее известных использований фонаря можно увидеть на отмели, выдающейся в пруд. Здесь в конце отмели единственный фонарь, называемый фонарь Ночного дождя, отмечает окончание дорожки, которое можно не заметить.