» Храм Кайласанатха в Эллоре

Храм Кайласанатха в Эллоре


Около 750 г. н. э. династия Раштракутов отобрала у Чалукьев власть над Деканским плоскогорьем и правила им около двух столетий, до 973 г. Благодаря своему военному превосходству Раштраку-ты быстро взяли в свои руки контроль над всеми важными торговыми путями, соединявшими западные области с остальной частью Индийского субконтинента, и в том числе над «южным путем» - дакшинапатхой. В одной из точек этого пути - в Веруле (совр. Эллора) - Кришна I, правитель из дома Раштракутов, приказал построить храм, который стал крупнейшей скальной постройкой не только своего времени, но и последующих столетий. Храм Кайласанатха высечен в центре трехкилометровой базальтовой формации, его ширина составляет 50 м, глубина - 90 м, высота - 20 м. Вокруг храма в скальной породе вырублено 34 пещерных святилища, датируемых 600-1 000 гг. н. э. - 12 буддийских, 17 индуистских и 5 джайнских. В Кайласанатхе воплотился образ мифического жилища Шивы - горы Кайлас. В отличие от буддийских скальных построек, которые всегда представляют собой усложненный вариант пещеры, храм является самостоятельным сооружением, похожим на колоссальную скульптуру, высвобожденную из глыбы камня. Поскольку постройка по-прежнему окружена стеной той же скальной породы, из которой она была высечена, здесь трудно избавиться от ощущения, будто строительные работы все еще продолжаются.

По обе стороны от святилища Нанди были оставлены две «победные башни». Они не только служат вертикальными осями композиции, но и дают наглядное представление о том, какой объем скальной породы был извлечен при строительстве Кайласантахи.

Снаружи храм практически полностью закрывают двухъярусные западные ворота (гопурам) с фигурами шиваитских и вишнуитских персонажей по бокам. Через них можно попасть в основное пространство святилища. Нижний ярус сооружения представляет собой сплошную толщу камня и не имеет входа внутрь.

По периметру храм окружен колоннадой из квадратных столбов, единственное предназначение которых заключается втом, чтобы поддерживать нависающую сверху массу породы. Помимо прочих скульптурных изображений, нижняя часть постройки украшена фигурами слонов в натуральную величину которые словно несут на своих спинах тяжесть храма.

Попасть на основной ярус можно по двум симметричным лестницам с западной стороны, ведущим в вестибюль святилища. Мандапа образована шестнадцатью колоннами, сгруппированными по четыре. Благодаря такой расстановке, в центре образуется крестообразное пространство, с северной и южной сторон ограниченное небольшими портиками. Главное святилище (гарбхагриха) представляет собой традиционную квадратную камеру без окон, с толстыми стенами и символом божества - шивалингой. Отличительной особенностью храма в Кайласанатхе являются пять второстепенных святилищ, которые открываются в обходную галерею (парикраму), окружающую главное культовое помещение. Основная часть храма соединена мостами со святилищем Нанди и воротами-гопурам. Шикхара полностью выдержана в южном стиле и представляет собой четырехъярусную пирамидальную форму с восьмиугольным завершением. Во вспомогательных сооружениях используется тот же архитектурный язык.

Но храм Кайласанатха - это не только главное святилище, сколь бы гигантским оно ни было. К северу, на одной оси с мандапой, находится еще один вырубленный из скалы храм - Ланкеш-вара. Он состоит из 16-колонного вестибюля и гарбхагрихи, не уступающих по размерам главному храму. К югу расположены два второстепенных святилища, одно из которых уходит в глубь скалы почти на 25 м.

Большинство гипотез, касающихся процесса строительства храма Кайласанатха, предполагает, что вначале в скальной породе были вырублены гигантские траншеи, наметившие основной объем сооружения, а затем начались работы по приданию ему окончательной формы. Менее логично выглядит предположение, что основную часть храма сооружали тем же способом, как и северное святилище - углубляясь в толщу скалы, но не вынимая породу по периметру. Поскольку предшественниками храма Кайласанатха являются пещерные святилища, определенную логику можно усмотреть и в том, что сначала в скале была вырублена культовая пещера, а затем, словно закрепляя вытеснение образа пещеры идеей бесконечной горы, была «раскрыта» внешняя поверхность храма. У строителей не было права на ошибку, поскольку вернуть на место убранный кусок породы невозможно. Таким образом само строительство храма было актом религиозной веры.

Безусловно, правители из дома Раштракутов были хорошо знакомы с каменными сооружениями своих предшественников из династии Чалукьев, а также с храмами, строившимися в южных княжествах Паллавов и Пандьев. Мы не знаем, почему они решили вложить все силы и средства в сооружение гигантского скального храма, но в этом явно просматривается элемент обращения к древней традиции перед лицом неотвратимо надвигающейся «современности», воплощением которой были постройки, сложенные, а не вырубленные из камня.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.