» Пальмира

Пальмира


Пальмира, легендарный перекресток, первое упоминание о котором, под названием «Тадмор», восходит ко II тысячелетию до н. э., на протяжении многих веков Пальмира встречала богатые караваны, которые, выйдя от берегов Средиземного моря, углублялись в Сирийскую пустыню, чтобы доставить товары в города Месопотамии, Персии, Аравии, Индии или Центральной Азии.
Процветающий, внушающий страх, оживленный, космополитичный крупный город, перешедший под контроль Рима во втором десятилетии I века нашей эры (Сирия стала римской провинцией в 64 году до н.э.), достиг своего расцвета во II веке. Немного позже знаменитая царица Зенобия попыталась вернуть городу автономию, но вынуждена была подчиниться императору Аврелиану в 272 году. Превратившаяся в простой гарнизонный город, вновь возвращенная к жизни Юстинианом в VI веке, попавшая под власть мусульман в 634 году, разграбленная монгольскими всадниками Тамерлана в 1401, Пальмира в XVII веке уменьшилась до размеров деревни внутри ограды святилища Бэла. В сентябре 1691 года ее руины привлекли внимание европейских путешественников, которые хотели проверить существование ставшего мифическим города и сделались нечаянными пионерами настоящего археологического приключения.
При первом взгляде на Пальмиру сердце разрывается между восхищением от искусно подчеркнутого великолепия памятников и ностальгией, из-за неподвижной тишины древней метрополии. Все располагает к тому, чтобы насладиться величественностью раскинувшегося на возвышенности комплекса, замыкаемого с запада сирийской крепостью Калат ибн Маан; вид руин, вписанных в бесконечность пустынного ландшафта, незабываем, как и перспектива бесконечной колоннады.

Храм Бэла.
На восточной оконечности комплекса храм Бэла, освященный 6 апреля 32 года н.э., превращенный в мечеть в XI веке, затем до 1930 года используемый как жилье местным населением, не имеет равных в Пальмире по блистательной торжественности, хотя в городе почиталось до шестидесяти божеств. Храм расположен внутри двора святилища, на террасе, огороженной с четырех сторон крытыми портиками длиной по 200 м. В оформлении храма присутствуют декоративные элементы, в которых проявляется влияние многих иноземных культур: Рима, Греции, Ближнего Востока. Храм вытянут по ширине, главный вход находится с продольной стороны. Посещение внутреннего зала и вид искусно выполненных стен с нишами оставят глубокий след в памяти.

Большая Колоннада.
Никакая другая городская дорога древности не может претендовать на олимпийские размеры большой колоннады Пальмиры. Построенный в период с 158 по 229 год этот колоссальный проспект шириной 23 м (11 м центральное шоссе, по 6 м боковые дороги), окруженный высокими колоннами, на консолях которых стоят и сейчас, много веков спустя, бюсты местных сановников, протянулась на 1,2 км. Проложенная от храма Бэла до лагеря Диоклетиана большая колоннада образуется из трех отрезков, расположенных по ломаной линии в направлении с востока на запад. Первый участок ведет от храма к колоссальной арке, выполняющей декоративную и утилитарную функцию и объединяющей своей замысловатой композицией комплекс приземистых форм храма с далекой перспективой тетрапилона, эспланады, окруженной четырьмя павильонами, на которые водружены четыре монолитные колонны из розового гранита, который отмечает окончание второго участка большой колоннады.
На некотором расстоянии к югу от тетрапилона, агора, широкая площадь размером 71 х 24 м, которая долгое время была торговым и политическим центром города; по ее сторонам на консолях стояло до двухсот бюстов знатных людей. Находясь здесь, посетитель увидит, что Пальмира обескураживает неожиданностью городской планировки и поражает игрой тени и света. Вернувшись к тетрапилону и продолжив прогулку по колоннаде до границы города на третьем участке пути, он дойдет до храма Аллат, богини-защитницы кочевников. Слева - лагерь Диоклетиана, воспоминание о пребывании римских легионов, со времен его устройства обеспечивший защитникам города первоклассную стратегическую позицию. Римский город по планировке и расположению, Пальмира объединяет имперский порядок и местные особенности.

Некрополь Пальмиры.
Вокруг Пальмиры разворачиваются обширные некрополи, включающие три категории устройства захоронений: храм, башню, гипогей. Предназначенный для состоятельных горожан храм отличался архитектурным и скульптурным убранством, достойным культового здания, тогда как на этажах башни размещение останков усопших происходило в строгом соответствии с иерархией. Вероятно, самой красивой является построенная в 103 году башня Элабела, интерьер которой оттенен восхитительным декором из пилястр с каннелюрами и кессонным потолком. Что касается гипогеев, они представляют собой подземный коридор, прорубленный в камне, с боковыми нишами, куда помещали умерших; такие подземные гробницы очаровывают взгляд стенными украшениями трогательного спокойствия; самый яркий пример склеп Трех Братьев (II в.).

Общий вид на Пальмиру.
На первом плане храм Бэла, различимый по четырем треугольным зубцам на коньке крыши. Напротив пропилеи, ведущие к первому отрезку пути Большой Колоннады. Преодолев пространство, ведущее до монументальной арки, Большая Колоннада сворачивает влево и идет к тетрапилону, находящемуся в центре фотографии; слева очертания театра и агоры вытянуты вдоль поперечной оси, различимой по светлой прямолинейной полосе справа. После тетрапилона Большая Колоннада снова отклоняется, образуя третий отрезок, ведущий к комплексу святилища богини Аллат и лагеря Диоклетиана. Стоящий на холме в глубине сирийский замок возвышается над панорамой.

Монументальная арка.
Построенная при Септимии Севере (правил 193-211) трехпролетная арка связывает между собой два участка Большой Колоннады, главной дороги Пальмиры. Хотя арка потеряла значительную часть цветочного орнамента (желуди, цветы дуба и лавра, ветви), она все еще сохраняет величественный вид, с двойными фасадами, устроенными в форме буквы X. Высокая центральная арка выходит на среднее шоссе, два примыкающих к ней портика имеют более низкие боковые проходы.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.