Тимгад


Основанный императором Траяном в 100 году для расквартирования III легиона, Тимгад остается самым красивым африканским примером римского монументального градостроительства. Планировка, форум, театр, алтари, библиотека свидетельствуют о том, что гений империи никогда не блистал ярче, чем в условиях, казалось бы, мало подходящих для его раскрытия: расположенный в засушливой области город способствовал романизации нумидийцев, которых было труднее завоевать оружием, чем удобствами, до сей поры неизвестными культуре кочевников.

Древний Тамугас, столица провинции Нумидия (примерно соответствующей территории современного ) расположен на северном склоне массива Орес, на высоте 1072 м. Утренняя прогулка по руинам города, лучше всего в холодный сезон, когда снег разукрашивает ближайшие горные пики серебристым светом, поразит воображение любого. Древний город мертв, но жалобы ветра, свистящего в руинах, создают иллюзию продолжения очень древнего эха, возвращающего мимолетное видение «Африканского Рима». Родившийся в эпоху апогея империи, обогатившийся базиликами с приходом христианства, город пал в первый раз в V веке под ударами воинственных берберов, спустившихся с гор Орес. Отреставрированный и укрепленный в VI веке Соломоном, генералом императора Юстиниана, Тимгад снова должен был исчезнуть в VII веке, постепенно заносимый пустыни, из которых его, в периоде 1881 по 1959 год, освободили археологи. Главные сооружения (арка Траяна, форум, театр, библиотека, частные дома и т.д.) в основном относятся ко II веку н.э. После внесения в 1982 году Тимгада в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, раскопки ведутся в ускоренном темпе.

Кварталы и памятники.
Путешественник, входящий в город через великолепную арку Траяна, западные ворота города, попадает на западное шоссе decumanus (что переводится с латинского как «путь с запада на восток»), где тяжелые мостовые камни хранят следы проезжавших древних повозок, и, наконец, прибывает на широкую эспланаду форума, обнесенную высокими портиками. Ограниченный с запада двумя смежными зданиями храма и курии, окаймленный с востока христианской базиликой VII века, форум примыкает к театру, построенному в южном квартале Тимгада, от которого открываются замечательные виды на ансамбль руин. Позади него два маленьких храма, вероятно посвященных Церере и Меркурию, вдоль которых протянулось южное шоссе cardo («путь с севера на юг»). По cardo можно вернуться в центр города и снова пойти по decumanus до восточной оконечности города, увидев по пути рынок и термы этого квартала. Хотя северная часть агломерации и кажется менее богатой достопримечательностями, тем не менее, здесь можно найти знаменитую построенную полукругом библиотеку с сохранившимися следами ниш, в которых были расставлены тома.

Очаг торговли и культуры.
За границами Тимгада многочисленные гражданские и культовые строения напоминают об активности, не прекращавшейся до христианской эпохи. Недалеко от арки Траяна разместился торговый квартал, примыкавший к спускающейся дороге и начинавшийся от храма гения Колонии, воздвигнутого напротив рынка Сертиуса (имя местного чиновника, подарившего рынок городу в начале III веке н. э.). На юго-западном углу Тимгада, за рынком Сертиуса расположено священное здание Капитолия, от которого сохранились две колонны в коринфском стиле, исполненные элегантности и силы.
В окрестностях видны многочисленных сооружений, происхождение и назначение которых иногда остается скрытым, как, например, епископского дворца, который археологи считают идентифицированным; здесь уместно напомнить о культе донатистов, не подчинившихся религиозной воле императора. Культ развился в Северной Африке в IV веке и был подавлен, что только еще больше укоренило его в народе. В Тимгаде на могущество этой диссидентской церкви, которая должна была вызвать гнев святого Августина, указывает баптистерий с шестиугольной чашей, покрытой мозаикой. И в этом городе некрополи, общественные уборные, канализация и т.п. напоминают о гениальности римлян в организации города, о чем, вероятно, лучше всего свидетельствуют 14 терм (на 20 тысяч жителей), работа которых напрямую зависела от подачи воды из водопровода. В термах, особенно ценимых гражданами, чередовались горячие и холодные комнаты, залы для массажа и переодевания, причем всё было украшено виртуозно исполненными, пышными мозаиками, прекрасно сохранившимися и сегодня выставленными в археологическом музее Тимгада. На самых красивых мозаиках изображен сложный орнамент на геометрическом фоне, формальная строгость которого оттеняет лиричное развертывание цветочных мотивов. Другие мозаики увековечивают память об обитателях города, воссоздавая их трогательный отблеск на дарственных стелах, украшенных фигурами с удивительно естественными жестами и позами.

Арка Траяна.
Выделяется не только торжественной красотой, но также прекрасной степенью сохранности. Справа и слева от высокой центральной арки, через которую некогда проезжали повозки, располагаются два более низких прохода, предназначенных для пешеходов. Над ними надстроены ниши, создающие эффект двойной симметрии, вертикальной и горизонтальной. Над всей композицией возвышается мощный антаблемент. Четыре коринфские колонны объединяют фасад по принципу колоссального ордера.

Археологический музей Тимгада.
На мозаиках из музея Тимгада появляются, по подобию Венеры, божества, люди, животные, бытовые сцены: так, на напольных плитках с постоялого двора множатся с античных времен видения дичи, корзин с фруктами, блюд с моллюсками, гор сластей. Сохранились многочисленные свидетельства об этом умении жить, подтверждаемые экспонатами из следующих залов: вазами и амфорами, бронзовыми статуэтками, принадлежностями для макияжа, вырезанными из кости детскими игрушками и т.д. Здесь же представлены знаки социальных различий ? искусно сделанные дверные ручки. Наконец, несколько орудий труда говорят о развитии ремесла в городе, который очень быстро сумел превзойти статус простой казармы.

Decumanus.
Широкая улица, берущая свое начало от арки Траяна, и окружающие ее колонны.

Театр.
Театр Тимгада безупречно вписан в окружающий ландшафт. Круглые линии зрительских рядов и расположение зданий сцены создают гармоничное единство элементов целостной структуры, в основе которой лежат эллипс, круг, концентрические окружности и треугольники.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.