Пергам - великий город античности
К 281 г. до н. э. город Пергам превратился в небольшое, но мощное государство соперничавшее с Афинами и даже c Александрией за звание культурного) центра греческого мира. По оценкам специалистов, в период расцвета население города доходило до 300 000 человек. От вершины холма он спускался на юго-восток, в долину реки Каик, и занимал почти туже территорию, что и современная Бергама. Над городом, возвышался акрополь, украшенный множеством построек, которые демонстрируют нам пространственную эстетику эллинизма в ее наилучшем проявлении. Целью всей композиции было не просто создание гармоничных очертаний, что было традиционно для греческого градостроительства, а использование пластических, скульптурных качеств, присущих постройкам. В центре акрополя стоял храм Афины, покровительницы города, который датируется началом III в. до н. э. и, вероятно, является самой древней из здешних построек. Это один из редких для Малой Азии дорических храмов; несомненно, его архитекторы отдали дань уважения Парфенону. Теменос храма стрех сторон был ограничен длинными портиками - стоями. За центральной частью колоннады стоял дворец Евмена II. За другим ее крылом, но на более высоком уровне, находилась знаменитая библиотека, построенная около 190 г. до н. э. Число хранившихся в ней книг доходило до 200 000. Еще выше начиналась военная часть складами, домами офицеров, казармами и арсеналом. Татр, расположенный на склоне был одним их самых величественных в эллинистическом мире. Он -был основан в III в. до н. э., перестроен в 90 г. до н. э. и подновлен в римскую эпоху. Ярусы со скамьями для зрителей - cavea - следуют естественному склону горы. На них могли Храместиться до 10 000 человек, а в центре первого ряда находилась мраморная царская ложа.
Сравнение Пергама с Приеной очень увлекательно, поскольку из него видно, что, как бы ни ценили гипподамову планировку эллинистические архитекторы, они хорошо понимали ее ограничения и умели, как в Пергаме, следовать рельефу местности, используя его с большим мастерством. В Приене сетка улиц расчерчивает склон вдоль и поперек без малейшего стремления хоть как-то использовать преимущества почти отвесного склона, в то время как в Пергаме особенности и потенциал места учитывались планировщиками с самого начала.
Ближе к южному краю акрополя, на террасе, расположенной на 25 м ниже храма Афины, находится алтарь Зевса. Он был построен Евменом II вскоре после победы над галлами, одержанной в 190 г до н. э. Галлы продвигались из западных областей Европы на юг, сметая все на своем пути, но Евмену удалось сдержать их, по меньшей мере на какое-то время. Алтарь представляет собой U-образную постройку ионического ордера, стоящую на высоком цоколе. С западной стороны на верхнюю площадку алтаря вела огромная лестница. По всему периметру огромного цоколя тянулся рельефный фриз, изображающий битву богов-олимпийцев с гигантами. Он символизировал победы Пергама над галлами.
На верхней площадке алтаря размещалось сооружение, напоминающее стою. За колоннами скрывалась стена, украшенная еще одним скульптурным фризом, прославляющим легендарного основателя династии пергамских правителей. Внутри дворика, образованного этой стеной, стоял собственно жертвенник. Пергамский алтарь являлся не только конечной точкой культовых процессий, но и политическим монументом, и даже военным мемориалом. Все эти функции в более раннюю эпоху были связаны с храмами, наглядным свидетельством этому служит Парфенон. Но в данном случае мы видим, как алтарь вновь обретает значение независимого культурного объекта.
Сравнение Пергама с Приеной очень увлекательно, поскольку из него видно, что, как бы ни ценили гипподамову планировку эллинистические архитекторы, они хорошо понимали ее ограничения и умели, как в Пергаме, следовать рельефу местности, используя его с большим мастерством. В Приене сетка улиц расчерчивает склон вдоль и поперек без малейшего стремления хоть как-то использовать преимущества почти отвесного склона, в то время как в Пергаме особенности и потенциал места учитывались планировщиками с самого начала.
Ближе к южному краю акрополя, на террасе, расположенной на 25 м ниже храма Афины, находится алтарь Зевса. Он был построен Евменом II вскоре после победы над галлами, одержанной в 190 г до н. э. Галлы продвигались из западных областей Европы на юг, сметая все на своем пути, но Евмену удалось сдержать их, по меньшей мере на какое-то время. Алтарь представляет собой U-образную постройку ионического ордера, стоящую на высоком цоколе. С западной стороны на верхнюю площадку алтаря вела огромная лестница. По всему периметру огромного цоколя тянулся рельефный фриз, изображающий битву богов-олимпийцев с гигантами. Он символизировал победы Пергама над галлами.
На верхней площадке алтаря размещалось сооружение, напоминающее стою. За колоннами скрывалась стена, украшенная еще одним скульптурным фризом, прославляющим легендарного основателя династии пергамских правителей. Внутри дворика, образованного этой стеной, стоял собственно жертвенник. Пергамский алтарь являлся не только конечной точкой культовых процессий, но и политическим монументом, и даже военным мемориалом. Все эти функции в более раннюю эпоху были связаны с храмами, наглядным свидетельством этому служит Парфенон. Но в данном случае мы видим, как алтарь вновь обретает значение независимого культурного объекта.