Храмовый комплекс в Санчи
Самым значительным из буддийских памятников эпохи правления Шунгов является комплекс в Санчи, основанный еще Ашокой и благополучно существовавший на протяжении тринадцати столетий. Комплекс расположен около древнего города Видиса,стоявшего посреди плодородных речных долин на южном торговом пути (дсжшиналод-xa). Он находится на горе, которая отвесно поднимается над долиной, и поэтому три его ступы хорошо видны издалека. На вершинах близлежащих холмов тоже построены ступы, в совокупности формирующие сакральный ландшафт. Первоначально ступы Санчи были оштукатурены и покрашены, а во время праздников их щедро украшали цветами и прочими ритуальными подношениями. Сюда стекались многолюдные процессии, состоявшие не только из монахов, но из мирян.
Архитектурный тип ступы развился из насыпей, которые, как правило, обносились деревянной оградой. Они возводились на месте, считавшемся священным: например, там, где горел погребальный костер или было совершено жертвоприношение. Ашока разделил останки Будды на восемь частей и разослал их по всей своей державе. Для хранения этих реликвий и были построены ступы.
Эти сооружения возводились тысячами. Ступа стала главным символом буддизма, вобрав в себя множество значений. На понятийном уровне ступа является схемой мироздания, связывающей тело Будды с космосом. Главные элементы этого типа построек уже присутствуют в самой древней ступе Санчи, так называемой «Ступе II» (100 г. до н. э). Ее центральный объем представляет собой полукруглую земляную насыпь, облицованную обожженным кирпичом. У основания ее опоясывает невысокий бортик (медхи). Вся конструкция окружена каменной балюстрадой (ведика), которая имитирует деревянную ограду. С внешней и внутренней стороны ограда покрыта резными рельефами, изображающими важные для буддистов сцены и события. Она имеет четыре входа, расположенные в соответствии со сторонами света, но они устроены так, что попасть внутрь можно, только пройдя под углом в 90° к этим основным осям. На плане контуры входов и географические оси образуют символическую фигуру - мандалу -в форме свастики. Линии, соединяющие стороны света, символизируют пространство, а входы, изогнутые против часовой стрелки и повторяющие направление движения звезд, - время.
Назначение педики заключается в том, что она служит пространственным выражением идеи ларикрамы - ритуального обхода вокруг святыни, совершаемого в направлении против часовой стрелки. Буддийский монах или паломник, исполняющий парикраму, участвует в воспроизвел знии фундаментального космического, порядка, и это приводит его тело в состояние гармонии с миром. В буддизме, как и в индуизме, понятие парикрама, а также символические фигуры - ландала и свастика (не имеющая никакого отношения к нацистской символике), - по-прежнему играют важнейшую роль в архитектуре.
«Ступа I» - самая большая в комплексе в Санчи. Она также известна как Махаступа, или «Великая ступа». Начатая Ашокой, она была расширена до своих сегодняшних размеров (35 м в диаметре) в конце правления династии Шунгов. Она представляет собой сплошной объем, состоящий из сотен каменных колец, которые были покрыты штукатуркой и покрашены. (Внешняя поверхность ступы пострадала от эрозии и не восстановлена.) Значимость «Великой ступы» подчеркнута наличием колонны Ашоки у ее южного входа. В плане Махаступа похожа на увеличенную в размерах «Ступу II», к которой добавлена вторая ведика, идущая вдоль края цоколя - медхи. На него ведут ступени, которые позволяют совершить второй круг парикрамы.
На вершине ступы мы видим еще одну ограду. Она имеет чисто символическое значение (попасть внутрь нее невозможно) и называется хармика. Посередине нее стоит шест с тремя зонтиками-чаттри, последовательно уменьшающимися в диаметре. Хармика и чаттри подчеркивают вертикальную ось ступы, перекликаясь с колонной Ашоки, и довершают космологическую схему. Еще одним новшеством в архитектуре «Великой ступы» стали монументальные каменные ворота - тораны, имитирующие деревянные конструкции. Они состоят из двух вертикальных столбов и трех горизонтальных перекладин, которые слегка изгибаются в центре и выступают по бокам. Перекладины заканчиваются волютами, символизирующими священные свитки, которые считаются сокровищами в буддийских монастырях. Китайские правители отправляли в Индию послов, чтобы получить эти свитки и сделать с них копии. Как и ограда, ворота украшены рельефами на буддийские сюжеты.
Благодаря щедрому покровительству властей, комплекс в Санчи превратился в центр буддийского культа и учености. Здесь постепенно сложился большой монастырский ансамбль, включавший в себя жилые постройки для монахов. Со временем появилось несколько ступ меньшего размера. Чем важнее была персона, чьи останки хранились внутри, тем ближе к Махаступе располагалась ступа. К сожалению, многие из этих сооружений были снесены во время раскопок, проводившихся в середине XIX в. Индуисты тоже почитали это место, и в IV в. рядом с южным входом в Махаступу, появляется один из древнейших индуистских храмов. В Санчи постоянно прибывали толпы паломников. Рельеф на северных воротах Махаступы изображает большую торжественную процессию с дарами и музыкальными инструментами, направляющуюся к святыне. Во главе процессии идут слоны. На этом рельефе мы можем увидеть, как выглядела ступа, украшенная гирляндами и цветами. Таким образом, не следует представлять себе Санчи как уединенный монастырь, населенный монахами, полностью отошедшими от мирской суеты. Это было место, где кипела религиозная жизнь, а монахи постоянно общались со своими светскими покровителями.
Архитектурный тип ступы развился из насыпей, которые, как правило, обносились деревянной оградой. Они возводились на месте, считавшемся священным: например, там, где горел погребальный костер или было совершено жертвоприношение. Ашока разделил останки Будды на восемь частей и разослал их по всей своей державе. Для хранения этих реликвий и были построены ступы.
Эти сооружения возводились тысячами. Ступа стала главным символом буддизма, вобрав в себя множество значений. На понятийном уровне ступа является схемой мироздания, связывающей тело Будды с космосом. Главные элементы этого типа построек уже присутствуют в самой древней ступе Санчи, так называемой «Ступе II» (100 г. до н. э). Ее центральный объем представляет собой полукруглую земляную насыпь, облицованную обожженным кирпичом. У основания ее опоясывает невысокий бортик (медхи). Вся конструкция окружена каменной балюстрадой (ведика), которая имитирует деревянную ограду. С внешней и внутренней стороны ограда покрыта резными рельефами, изображающими важные для буддистов сцены и события. Она имеет четыре входа, расположенные в соответствии со сторонами света, но они устроены так, что попасть внутрь можно, только пройдя под углом в 90° к этим основным осям. На плане контуры входов и географические оси образуют символическую фигуру - мандалу -в форме свастики. Линии, соединяющие стороны света, символизируют пространство, а входы, изогнутые против часовой стрелки и повторяющие направление движения звезд, - время.
Назначение педики заключается в том, что она служит пространственным выражением идеи ларикрамы - ритуального обхода вокруг святыни, совершаемого в направлении против часовой стрелки. Буддийский монах или паломник, исполняющий парикраму, участвует в воспроизвел знии фундаментального космического, порядка, и это приводит его тело в состояние гармонии с миром. В буддизме, как и в индуизме, понятие парикрама, а также символические фигуры - ландала и свастика (не имеющая никакого отношения к нацистской символике), - по-прежнему играют важнейшую роль в архитектуре.
«Ступа I» - самая большая в комплексе в Санчи. Она также известна как Махаступа, или «Великая ступа». Начатая Ашокой, она была расширена до своих сегодняшних размеров (35 м в диаметре) в конце правления династии Шунгов. Она представляет собой сплошной объем, состоящий из сотен каменных колец, которые были покрыты штукатуркой и покрашены. (Внешняя поверхность ступы пострадала от эрозии и не восстановлена.) Значимость «Великой ступы» подчеркнута наличием колонны Ашоки у ее южного входа. В плане Махаступа похожа на увеличенную в размерах «Ступу II», к которой добавлена вторая ведика, идущая вдоль края цоколя - медхи. На него ведут ступени, которые позволяют совершить второй круг парикрамы.
На вершине ступы мы видим еще одну ограду. Она имеет чисто символическое значение (попасть внутрь нее невозможно) и называется хармика. Посередине нее стоит шест с тремя зонтиками-чаттри, последовательно уменьшающимися в диаметре. Хармика и чаттри подчеркивают вертикальную ось ступы, перекликаясь с колонной Ашоки, и довершают космологическую схему. Еще одним новшеством в архитектуре «Великой ступы» стали монументальные каменные ворота - тораны, имитирующие деревянные конструкции. Они состоят из двух вертикальных столбов и трех горизонтальных перекладин, которые слегка изгибаются в центре и выступают по бокам. Перекладины заканчиваются волютами, символизирующими священные свитки, которые считаются сокровищами в буддийских монастырях. Китайские правители отправляли в Индию послов, чтобы получить эти свитки и сделать с них копии. Как и ограда, ворота украшены рельефами на буддийские сюжеты.
Благодаря щедрому покровительству властей, комплекс в Санчи превратился в центр буддийского культа и учености. Здесь постепенно сложился большой монастырский ансамбль, включавший в себя жилые постройки для монахов. Со временем появилось несколько ступ меньшего размера. Чем важнее была персона, чьи останки хранились внутри, тем ближе к Махаступе располагалась ступа. К сожалению, многие из этих сооружений были снесены во время раскопок, проводившихся в середине XIX в. Индуисты тоже почитали это место, и в IV в. рядом с южным входом в Махаступу, появляется один из древнейших индуистских храмов. В Санчи постоянно прибывали толпы паломников. Рельеф на северных воротах Махаступы изображает большую торжественную процессию с дарами и музыкальными инструментами, направляющуюся к святыне. Во главе процессии идут слоны. На этом рельефе мы можем увидеть, как выглядела ступа, украшенная гирляндами и цветами. Таким образом, не следует представлять себе Санчи как уединенный монастырь, населенный монахами, полностью отошедшими от мирской суеты. Это было место, где кипела религиозная жизнь, а монахи постоянно общались со своими светскими покровителями.