Чан-Чан


Предшественник империи инков, королевство Чиму развилось после 1000 года н. э. на узкой прибрежной полосе, растянувшейся вдоль Тихого океана на севере современного Перу. За отсутствием письменных документов, мы практически ничего не знаем об этом обширном экономико-политическом образовании; самым верным в своем роде документальным источником остается ансамбль разрушенной столицы этого королевства города Чан-Чан.
Нет в регионе Анд археологического комплекса, более обширного, чем этот легендарный город. Религиозная и административная столица, расположившись на высоте 33 м над уровнем моря, была сплетена из городской инфраструктуры, объединявшей дворцы, эспланады, проспекты и украшенные стены на площади почти 24,5 км2.

Гигантская шахматная доска.
Надо честно признаться, что первый контакт с городом Чан-Чан («Солнце-Солнце», согласно источникам XVIII века; древнее название неизвестно) часто разочаровывает: путешественник видит длинные монотонные разрушенные стены, одинаково блеклые, неизменно поеденные временем. Здесь необходимо проявить терпение; кто пройдет этот урок, будет щедро вознагражден за свои усилия постепенно приходящим ощущением сладостного сна, который будто бы проистекает из самих фундаментов умолкнувшей многие столетия назад столицы.
Мнение о легкодоступности этого археологического комплекса обманчиво: напротив, это один из самых закрытых городов, недавние и необходимые меры по его сохранению огородили город от прогуливающихся любопытных, опасно разбредавшихся по всей его площади. Впрочем, работы по реставрации, предпринятые в порыве энтузиазма несколько десятилетий назад, проходили с уклоном в пользу укрепления элементов, сохраненных временем. Наконец, надо облететь город на самолете, чтобы понять необычайную организацию этой громадной шахматной доски, одно лишь центральное ядро которой объединяет на площади 6 км2 дюжину обширных комплексов, называемых дворцами или цитаделями, которые названы по имени археолога, внесшего наибольший вклад в их открытие и сохранение. Вокруг этих величественных ансамблей находятся десятки архитектурных ансамблей знатных людей, а также неустановленных зданий нерегулярной планировки и маленьких храмов на холмиках или платформах ? Биаса. Функцию многих зданий установить невозможно: жилище? тюрьма? погребения? силосные ямы? склады?
В этих условиях археологи могут только гадать о способе организации крупного города. Наиболее распространенная гипотеза предполагает, что дворцы-цитадели, управляемые отдельными правителями, объединяли различные группы (жрецы, воины, чиновники, и т.д.), равноправное положение которых делало невозможной всякую попытку подчинения одних другим.
При внимательном рассмотрении посетитель цитадели Чуди (самой доступной и наиболее хорошо отреставрированной) обнаружит четкую организацию по линии север-юг: северный сектор богат дворами и зданиями из tapia (утрамбованной земли, смешанной с камнями и соломой), к которым ведут коридоры со светлыми стенами; затем центральное пространство, устроенное более сложным образом, где архитектура не проявляет ничего примечательного; и, наконец, южная зона, с отличительной чертой наличием высокой погребальной платформы, окруженной служебными зданиями.

Археологический памятник под угрозой.
Не надо быть археологом, чтобы оценить мучительную хрупкость города Чан-Чан. Если внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, вероятно, обеспечит выживание города в ближайшее время, то подлинное сохранение ансамбля предполагает сложный и дорогостоящий план реставрации и поддержки. Неслучайно занесение в список наследия настолько же оправдывалось исторической ценностью города Чан-Чан, насколько и серьезной угрозой исчезновения, нависшей над этими руинами. Необратимые повреждения отныне открытых всем непогодам конструкций из tapia, вызванные природной эрозией и усиленные ущербом от «Эль-Ниньо» (теплого тихоокеанского течения, которое воздействует на климат Анд), потребовали от властей принятия с 1993 года радикальных мер по управлению археологическим памятником: отныне не разрешается проводить раскопки, если они не сопровождаются драконовскими мерами по консервации; закон еще более суров к грабителям; благодаря последовательной помощи из фондов комитета Всемирного наследия местный персонал получает специальное образование. Первая сессия, посвященная сохранению и управлению объектами наследия, выполненными из земляного материала, - мероприятие, объединившее местные и международные власти - состоялась в Чан-Чане в 1996 году. Только такой ценой древний город народа чиму еще долго будет открывать свои горизонты перед любопытным путешественником, завороженным мрачным величием этих руин.
Цитадель Чуди (по фамилии швейцарского археолога, открывшего ее) защищена по периметру стеной, представляющей собой в сечении пирамиду, длиной примерно 1 км, высотой от 7 до 10 м и имеющей единственный узкий проход. Повсюду взор натыкается на решетчатые стенки из кирпича-сырца, разграничивающие улицы и здания. Церемониальные площади огорожены по периметру стенами, украшенными зооморфными фризами или мотивами, изображающими колыхание водной ряби; сходство с текстильными тканями, типичными для многих очагов андской цивилизации, кажется очевидным, тем более что необожженный кирпич можно украсить любым орнаментом. Проблемой остается чересчур интенсивная реставрация этого археологического памятника.

Чиму.
На протяжении пяти веков своего существования (приблизительно от 1000 до 1460 года н.э.) цивилизация чиму славилась рациональной организацией и утонченным искусством. В богатой столице империи, городе Чан-Чан, одном из самых крупных городов всего региона до Колумба, чиму жили окруженные пышным убранством декорированной керамики и предметов из драгоценных металлов, среди которых tumi ? ритуальный нож из золота, длиной один метр и шириной 30 см, которым обычно пользовались во время жертвоприношений. Значительно улучшив ирригационную систему, проложенную их предшественниками - мочика,- чиму достигли большого экономического благосостояния, но их амбиции расширить империю на восток стали для них фатальными: предводитель империи инков Тупак Юпанки уничтожил силы чиму за полвека до прихода испанцев.

Стена цитадели Чуди.
У подножия стены, защищающей цитадель, фриз из маленьких фантастических животных, наполовину зверей, наполовину птиц, дает пример того, насколько пластичная глина поддается повторению мотива выдавливанием по лекалу. Здесь тоже бросается в глаза эффект сотканной ткани, тем более что этот узор повторяется везде, с редким включением зооморфных рисунков. Хотя Реставрация ансамбля и огорчает поборников аутентичности, надо заметить, что восстановленные фигуры соответствуют первоначальной модели.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.