История развития метеорологии
Как развивалась метеорология? Это выражалось прежде всего в виде примет о погоде, которые устанавливались с учетом характера деятельности людей — скотоводства, земледелия, мореплавания. Например, в древней Греции (за 500 лет до н. э.) некоторые обобщенные сведения о таких важных для мореплавания явлениях погоды, как ветры, грозы, шквалы, записывались на каменных дощечках и вывешивались в приморских городах. Вполне научное и более широкое изучение свойств атмосферы стало возможным лишь после изобретения первых метеорологических приборов — термометра (в конце XVI в.) и барометра (в середине XVII в.) Вскоре после этого в ряде стран были организованы первые метеорологические станции, проводившие наблюдения над погодой с помощью созданных к тому времени приборов.
Систематические метеорологические наблюдения в России были начаты по приказу Петра I в 1722 г., сначала на единственной метеорологической станции в Петербурге, а с 1733 г. — на первой в мире регулярно работавшей уже сети станций, организованной Великой Северной экспедицией. Некоторые из них, например, в Казани, Екатиринбурге, Иркутске, Якутске, продолжают непрерывную свою работу и до настоящего времени.
В развитии отечественной метеорологии особенно велика была роль гениального русского ученого М. В. Ломоносова. В его большой и разносторонней научной деятельности метеорология, как одна из естественных наук, занимала видное место. Он сам производил метеорологические наблюдения, изобретал и строил некоторые приборы, как, например, компас-анемометр (для определения силы ветра) и морской барометр «для предсказания бурь на море». Не чувствительный к морской качке и толчкам, барометр Ломоносова был использован на кораблях русского флота раньше, чем где-либо. Ломоносов считал, что метеорология— это «лучшая часть натуральной науки» и что ее изучение «нет ничего роду человеческому полезнее».
Особо важное значение Ломоносов придавал предсказанию погоды. Он справедливо указывал, что на пути успешного разрешения этой практически важной проблемы есть исключительно большие трудности, что «едва постижимо быть кажется.., но все трудами приобрести возможно». В этих целях он первый указал на необходимость создания регулярно действующей сети метеорологических станций, на важность и необходимость изучения высоких слоев атмосферы.
Несмотря на огромные трудности, на которые, наталкивалась русская наука в прошлом, все же ряду прогрессивных русских ученых удалось в последующем в значительной мере осуществить замыслы Ломоносова. Наряду с некоторым расширением метеорологических станции в 1849 г. русский академии Я. Купфер ценой больших усилий добился организации обсерватории (ныне Главной геофизической обсерватории), представлявшей собой один из первых центральных метеорологических институтов в Европе и являющейся теперь одним из старейших научных учреждении нашей страны.
Развитие торговли и мореплавания ставило перед метеорологией задачи практического характера — обобщение накопленного материала наблюдений и применение его, в первую очередь, для нужд морского флота.
Серьезным толчком в развитии метеорологии в России и в Западной Европе послужила чудовищной силы буря па Черном море 14 ноября 1856 г. (в период Крымской войны), в результате которой англо-французская эскадра, блокировавшая с моря героически оборонявшийся Севастополь, была почти вся уничтожена. С этого времени во Франции, России и других странах Европы началась организация так называемой «службы погоды», на которую возлагался сначала телеграфный сбор метеосведений, а затем и использование их для предсказаний погоды. В России первым таким органом был отдел штормовых предостережений, организованный М. А. Рыкачевым в 1874 г. при Главной физической обсерватории. Эта служба была создана исключительно в интересах морского флота на Балтийском и Черном морях, а позднее и железнодорожного транспорта.
Большой вклад в дело развития метеорологической науки и службы погоды в России внесли русские всемирно известные ученые Д. И. Менделеев, А. И. Воейков, П. И. Броунов, А. В. Клосеовекин, Б. И. Срезневский, Б. П. Мультановский и др. Им принадлежит заслуга по расширению сети метеорологических станций, изучению климатических и погодных особенностей России и созданию первых научных методов предвидения погоды. Многие из их научных трудов не утратили своего значения и до настоящего времени.
В конце XIX-— начале XX вв. в России насчитывалось уже около 2000 метеорологических станций, большая часть которых действовала на добровольных началах, без оплаты труда их работников. В ряде городов окраинных районов России были открыты филиалы Главной физической обсерватории, руководившие работой местных станций. Позже па некоторые из них была возложена работа и по предсказанию погоды для нужд морского флота, железнодорожного транспорта, а с наступлением Первой мировой войны и для нужд военных операций.
В настоящее время в нашем стране действует около 5 тысяч метеорологических станций и постов, размещенных сравнительно равномерно по всей территории России. Они имеются и в самой глубине Арктики, в районе Северного полюса. Основным назначением северополярных станций является изучение сложного гидрометеорологического режима этого района, знание которого необходимо для обеспечения правильного и эффективного использования Северного морского пути, а также для решения ряда научных проблем. Ряд российских метеорологических станций созданы также в Антарктиде (Мирный, Восток, Пионерская и др.).
В соответствии с нуждами народного хозяйства, которое не может мириться с материальным ущербом от стихийных явлений, неизмеримо возросло и количество оперативных и научных центров метеорологической службы: бюро погоды, гидрометеорологические бюро. Центральный институт прогнозов, республиканские научно-исследовательские гидрометеорологические институты, Центральная аэрологическая и Главная геофизическая обсерватории. Институт физики атмосферы АН России и др.
Ученые-метеорологи А. А. Фридман, Н. Е. Кочин, В Н. Оболенский, Н. Л. Таборовский, П. Н. Тверской и многие другие внесли крупный вклад в дело развития отечественной метеорологической науки, сделали в области синоптической метеорологии ряд ценных научных открытий и усовершенствований, поднявших учение о предвидении погоды на новую, более высокую ступень.
Метеорология имеет вполне определенное практическое значение для морского флота, как и для всего народного хозяйства Не случайно, что эта наука берет свое начало у мореплавателей. Старый парусный морской флот во все прошлые времена находился в очень большой зависимости от погоды. Незнание закономерностей в ее изменении часто приводило к гибели многих, даже опытных моряков.В наше время зависимость морского флота от погоды, благодаря огромному техническому прогрессу, несомненно, уменьшилась, однако далеко еще не исчезла. В подавляющем большинстве случаев погода благоприятствует или, во всяком случае, не вызывает особых нарушений в деятельности морского флота. Но в тех случаях, когда в районе плавания судов происходит резкое ухудшение погоды, это так или иначе сказывается на состоянии некоторых судовых установок, перевозимых грузов, орудии лова рыбы и па самом судне. Так, ветер, действуя на поверхность судна, вызывает его снос. Сильное ветровое волнение может вызвать задержки в пути следования, поломки отдельных частей судна и даже его гибель. Туманы и осадки, ухудшая видимость, вызывают затруднения и ориентировке. Резкое понижение температуры воздуха (до отрицательных значений) приводит к обмерзанию судна, орудий лова рыбы и т. п. При этом в море могут появиться первичные формы льда, а затем и ледостав, представляющий собой опасное явление, особенно для деревянных судов.
Игнорирование метеорологических условий может привести к разного рода авариям и невыполнению намеченных планов. Работа судоводителя поэтому требует непременного учета гидрометеорологических факторов. Умение ориентироваться в любой метеорологической обстановке, предвидеть ход ее развитие и в связи с этим верно оценивать навигационную обстановку — все это является обязательным для каждого штурмана современного морского флота. Знание основ метеорологии и простейших методов предсказания погоды, а также умелое использование метеорологической информации органов Гидрометеослужбы помогают судоводителям обеспечивать успешное выполнение заданий и безаварийное плавание.
Систематические метеорологические наблюдения в России были начаты по приказу Петра I в 1722 г., сначала на единственной метеорологической станции в Петербурге, а с 1733 г. — на первой в мире регулярно работавшей уже сети станций, организованной Великой Северной экспедицией. Некоторые из них, например, в Казани, Екатиринбурге, Иркутске, Якутске, продолжают непрерывную свою работу и до настоящего времени.
В развитии отечественной метеорологии особенно велика была роль гениального русского ученого М. В. Ломоносова. В его большой и разносторонней научной деятельности метеорология, как одна из естественных наук, занимала видное место. Он сам производил метеорологические наблюдения, изобретал и строил некоторые приборы, как, например, компас-анемометр (для определения силы ветра) и морской барометр «для предсказания бурь на море». Не чувствительный к морской качке и толчкам, барометр Ломоносова был использован на кораблях русского флота раньше, чем где-либо. Ломоносов считал, что метеорология— это «лучшая часть натуральной науки» и что ее изучение «нет ничего роду человеческому полезнее».
Особо важное значение Ломоносов придавал предсказанию погоды. Он справедливо указывал, что на пути успешного разрешения этой практически важной проблемы есть исключительно большие трудности, что «едва постижимо быть кажется.., но все трудами приобрести возможно». В этих целях он первый указал на необходимость создания регулярно действующей сети метеорологических станций, на важность и необходимость изучения высоких слоев атмосферы.
Несмотря на огромные трудности, на которые, наталкивалась русская наука в прошлом, все же ряду прогрессивных русских ученых удалось в последующем в значительной мере осуществить замыслы Ломоносова. Наряду с некоторым расширением метеорологических станции в 1849 г. русский академии Я. Купфер ценой больших усилий добился организации обсерватории (ныне Главной геофизической обсерватории), представлявшей собой один из первых центральных метеорологических институтов в Европе и являющейся теперь одним из старейших научных учреждении нашей страны.
Развитие торговли и мореплавания ставило перед метеорологией задачи практического характера — обобщение накопленного материала наблюдений и применение его, в первую очередь, для нужд морского флота.
Серьезным толчком в развитии метеорологии в России и в Западной Европе послужила чудовищной силы буря па Черном море 14 ноября 1856 г. (в период Крымской войны), в результате которой англо-французская эскадра, блокировавшая с моря героически оборонявшийся Севастополь, была почти вся уничтожена. С этого времени во Франции, России и других странах Европы началась организация так называемой «службы погоды», на которую возлагался сначала телеграфный сбор метеосведений, а затем и использование их для предсказаний погоды. В России первым таким органом был отдел штормовых предостережений, организованный М. А. Рыкачевым в 1874 г. при Главной физической обсерватории. Эта служба была создана исключительно в интересах морского флота на Балтийском и Черном морях, а позднее и железнодорожного транспорта.
Большой вклад в дело развития метеорологической науки и службы погоды в России внесли русские всемирно известные ученые Д. И. Менделеев, А. И. Воейков, П. И. Броунов, А. В. Клосеовекин, Б. И. Срезневский, Б. П. Мультановский и др. Им принадлежит заслуга по расширению сети метеорологических станций, изучению климатических и погодных особенностей России и созданию первых научных методов предвидения погоды. Многие из их научных трудов не утратили своего значения и до настоящего времени.
В конце XIX-— начале XX вв. в России насчитывалось уже около 2000 метеорологических станций, большая часть которых действовала на добровольных началах, без оплаты труда их работников. В ряде городов окраинных районов России были открыты филиалы Главной физической обсерватории, руководившие работой местных станций. Позже па некоторые из них была возложена работа и по предсказанию погоды для нужд морского флота, железнодорожного транспорта, а с наступлением Первой мировой войны и для нужд военных операций.
В настоящее время в нашем стране действует около 5 тысяч метеорологических станций и постов, размещенных сравнительно равномерно по всей территории России. Они имеются и в самой глубине Арктики, в районе Северного полюса. Основным назначением северополярных станций является изучение сложного гидрометеорологического режима этого района, знание которого необходимо для обеспечения правильного и эффективного использования Северного морского пути, а также для решения ряда научных проблем. Ряд российских метеорологических станций созданы также в Антарктиде (Мирный, Восток, Пионерская и др.).
В соответствии с нуждами народного хозяйства, которое не может мириться с материальным ущербом от стихийных явлений, неизмеримо возросло и количество оперативных и научных центров метеорологической службы: бюро погоды, гидрометеорологические бюро. Центральный институт прогнозов, республиканские научно-исследовательские гидрометеорологические институты, Центральная аэрологическая и Главная геофизическая обсерватории. Институт физики атмосферы АН России и др.
Ученые-метеорологи А. А. Фридман, Н. Е. Кочин, В Н. Оболенский, Н. Л. Таборовский, П. Н. Тверской и многие другие внесли крупный вклад в дело развития отечественной метеорологической науки, сделали в области синоптической метеорологии ряд ценных научных открытий и усовершенствований, поднявших учение о предвидении погоды на новую, более высокую ступень.
Метеорология имеет вполне определенное практическое значение для морского флота, как и для всего народного хозяйства Не случайно, что эта наука берет свое начало у мореплавателей. Старый парусный морской флот во все прошлые времена находился в очень большой зависимости от погоды. Незнание закономерностей в ее изменении часто приводило к гибели многих, даже опытных моряков.В наше время зависимость морского флота от погоды, благодаря огромному техническому прогрессу, несомненно, уменьшилась, однако далеко еще не исчезла. В подавляющем большинстве случаев погода благоприятствует или, во всяком случае, не вызывает особых нарушений в деятельности морского флота. Но в тех случаях, когда в районе плавания судов происходит резкое ухудшение погоды, это так или иначе сказывается на состоянии некоторых судовых установок, перевозимых грузов, орудии лова рыбы и па самом судне. Так, ветер, действуя на поверхность судна, вызывает его снос. Сильное ветровое волнение может вызвать задержки в пути следования, поломки отдельных частей судна и даже его гибель. Туманы и осадки, ухудшая видимость, вызывают затруднения и ориентировке. Резкое понижение температуры воздуха (до отрицательных значений) приводит к обмерзанию судна, орудий лова рыбы и т. п. При этом в море могут появиться первичные формы льда, а затем и ледостав, представляющий собой опасное явление, особенно для деревянных судов.
Игнорирование метеорологических условий может привести к разного рода авариям и невыполнению намеченных планов. Работа судоводителя поэтому требует непременного учета гидрометеорологических факторов. Умение ориентироваться в любой метеорологической обстановке, предвидеть ход ее развитие и в связи с этим верно оценивать навигационную обстановку — все это является обязательным для каждого штурмана современного морского флота. Знание основ метеорологии и простейших методов предсказания погоды, а также умелое использование метеорологической информации органов Гидрометеослужбы помогают судоводителям обеспечивать успешное выполнение заданий и безаварийное плавание.