Приборы для измерения атмосферного давления
Одним из самых точных приборов, применяемых для измерения атмосферного давления на всех метеорологических станциях, является так называемый станционный чашечный барометр. Oн представляет собой стеклянную трубку длиной около 80 см, c поперечным сечением 1 см2. Верхний конец ее запаян, а нижний открытый опущен в чашку со ртутью. Трубка заполнена ртутью; в незаполненной части трубки — безвоздушное (точнее крайне разреженное) пространство.
Для предохранения трубки от механических повреждений она заключена в металлическую оправу. Принципиальная схема устройства морского чашечного барометра: с обеих сторон сделаны две продольные прорези, одна против другой, необходимые для определения высоты столба ртути в трубке. С левой стороны лицевой прорези нанесена шкала: в старых барометрах—в миллиметрах, в новых — в миллибарах. Для отсчета давления по шкале пользуются подвижным кольцом с нониусом. Перемещение нониуса вдоль прорези производится с помощью винта, находящегося на правой стороне оправы. Перед отсчетом нижний срез нониуса подводится к верхней точке видимого мениска ртути, и затем производится отсчет давления с десятыми долями: целые отсчитываются по нижнему срезу нониуса, а десятые — по делениям нониуса (от 0 до 9). О десятых долях (мм или мб) судят по тому делению нониуса, которое точно совпадает с каким-либо делением на шкале. Для доступа воздуха в чашку со ртутью в ней сделано небольшое отверстие, неплотно запираемое винтовой пробкой.
Станционный чашечный барометр устанавливается в помещении метеостанции в специальном шкафчике в вертикальном положении.
Морской ртутный барометр, как говорит само его наименование, предназначен для измерения атмосферного давления па морских судах. В принципе он устроен так же, как и станционный чашечный барометр, и отличается от него меньшими размерами и более узкой барометрической трубкой с расширениями на ее концах. Сужение средней части трубки до толщины капилляра сделано для уменьшения колебание ртути в трубке во время качки судна и для предохранения от проникновения воздушных пузырьков в ртуть. Чашка со ртутью сделана более узкой, чем в станционном барометре. Это также в значительной мере устраняет влияние качки судна на состояние и показания барометра.
Морской барометр подвешивается на судне в закрытом помещении на кардановом подвесе.
Барометр-анероид, или просто анероид, является простым и удобным в обращении прибором, широко применяющимся для измерения атмосферного давления на судах.
Принцип действия анероида основан на измерении степени деформации стенок пустотелой плоской металлической барокоробки под действием атмосферного давления.
Анероидная коробка, являясь воспринимающей частью прибора, весьма чутко реагирует на изменение атмосферного давления. Чувствительность барокоробки достигается тем, что воздух в ней очень сильно разряжен. При увеличении давления коробка сжимается, а при уменьшении — расширяется. Чтобы избежать полной деформации коробки, возможной под действием атмосферного давления, к ней прикреплена дугообразная пружина, которая, растягивая коробку, уравновешивает действующее на нее атмосферное давление.
Сжатие и растяжение коробки передаются на стрелку-указатель барометра через систему тяг и рычагов. Шкала анероида проградуирована либо в миллиметрах, либо в миллиметрах ртутного стоба. Градуировка анероида произведена при условии, что температура барокоробки при всех значениях давления равна 0°. Поэтому для определения поправки па показание анероида, зависящей от температуры, при отсчете давления каждый раз определяют температуру самого прибора. Последняя определяется по термометру, вмонтированному в дугообразную прорезь на лицевой поверхности анероида.
Механизм анероида заключен в круглую металлическую или пластмассовую коробку, застекленную с лицевой стороны. Прибор всегда хранится в специальном футляре с открывающейся крышкой.
Барометр-анероид, по сравнению с ртутным барометром, менее точный прибор, но зато почти не чувствительный к качке судна. Это делает его более удобным в пользовании и хранении в корабельных условиях. Основным недостатком анероидов является постепенное снижение их чувствительности и точности показании в связи с возникающей со временем остаточной деформации анерондиой коробки и пружины. Для устранения этих недостатков анероиды периодически должны подвергаться проверке в специальных учреждениях Гидрометеорологической службы — в бюро поверки. Поверка анероидов должна производиться через каждые полгода.
Барограф предназначен для непрерывной записи изменения атмосферного давления. Его устройство аналогично устройству термографа. Он также состоит из двух основных частей: воспринимающей и пишущей. В качестве приемника давления служит несколько (5-10) анерондных коробочек, соединенных между собой металлическими прокладками. Во избежание полной деформации коробочек, возможной под действием атмосферного давления, внутри каждой из них встроена пружина рессорного типа.
Частичная суммарная деформация в виде небольших вертикальных смещений всей серии барокоробок, возникающих под действием меняющегося атмосферного давлення, передается через систему рычагов па стрелку, па конце которой насажено перо.
Запись давлення в виде кривой происходит на барабане, медленно вращающемся с помощью часового механизма. На барабан надевается бумажная лента, разграфленная горизонтальными линиями (давлением в мб) и вертикальными дугами (время в часах и минутах.
В зависимости от времени полного оборота барабана, барорифы бывают «суточные» и«недельные».
По барографу можно определить не только конкретную величину атмосферного давления в любой момент времени, по и величину и характер его изменения за любой интервал времени.
Поскольку изменение атмосферного давлення весьма тесно связано с текущей и предстоящей погодой, то для ее предсказания в условиях плавания важно знать не столько абсолютное значение давления, сколько величину и характер ее изменения за последние несколько часов.
Барограф на судне устанавливают в закрытом помещении из пружинящих растяжках или крепят к специальной полке или к столу.
Для предохранения трубки от механических повреждений она заключена в металлическую оправу. Принципиальная схема устройства морского чашечного барометра: с обеих сторон сделаны две продольные прорези, одна против другой, необходимые для определения высоты столба ртути в трубке. С левой стороны лицевой прорези нанесена шкала: в старых барометрах—в миллиметрах, в новых — в миллибарах. Для отсчета давления по шкале пользуются подвижным кольцом с нониусом. Перемещение нониуса вдоль прорези производится с помощью винта, находящегося на правой стороне оправы. Перед отсчетом нижний срез нониуса подводится к верхней точке видимого мениска ртути, и затем производится отсчет давления с десятыми долями: целые отсчитываются по нижнему срезу нониуса, а десятые — по делениям нониуса (от 0 до 9). О десятых долях (мм или мб) судят по тому делению нониуса, которое точно совпадает с каким-либо делением на шкале. Для доступа воздуха в чашку со ртутью в ней сделано небольшое отверстие, неплотно запираемое винтовой пробкой.
Станционный чашечный барометр устанавливается в помещении метеостанции в специальном шкафчике в вертикальном положении.
Морской ртутный барометр, как говорит само его наименование, предназначен для измерения атмосферного давления па морских судах. В принципе он устроен так же, как и станционный чашечный барометр, и отличается от него меньшими размерами и более узкой барометрической трубкой с расширениями на ее концах. Сужение средней части трубки до толщины капилляра сделано для уменьшения колебание ртути в трубке во время качки судна и для предохранения от проникновения воздушных пузырьков в ртуть. Чашка со ртутью сделана более узкой, чем в станционном барометре. Это также в значительной мере устраняет влияние качки судна на состояние и показания барометра.
Морской барометр подвешивается на судне в закрытом помещении на кардановом подвесе.
Барометр-анероид, или просто анероид, является простым и удобным в обращении прибором, широко применяющимся для измерения атмосферного давления на судах.
Принцип действия анероида основан на измерении степени деформации стенок пустотелой плоской металлической барокоробки под действием атмосферного давления.
Анероидная коробка, являясь воспринимающей частью прибора, весьма чутко реагирует на изменение атмосферного давления. Чувствительность барокоробки достигается тем, что воздух в ней очень сильно разряжен. При увеличении давления коробка сжимается, а при уменьшении — расширяется. Чтобы избежать полной деформации коробки, возможной под действием атмосферного давления, к ней прикреплена дугообразная пружина, которая, растягивая коробку, уравновешивает действующее на нее атмосферное давление.
Сжатие и растяжение коробки передаются на стрелку-указатель барометра через систему тяг и рычагов. Шкала анероида проградуирована либо в миллиметрах, либо в миллиметрах ртутного стоба. Градуировка анероида произведена при условии, что температура барокоробки при всех значениях давления равна 0°. Поэтому для определения поправки па показание анероида, зависящей от температуры, при отсчете давления каждый раз определяют температуру самого прибора. Последняя определяется по термометру, вмонтированному в дугообразную прорезь на лицевой поверхности анероида.
Механизм анероида заключен в круглую металлическую или пластмассовую коробку, застекленную с лицевой стороны. Прибор всегда хранится в специальном футляре с открывающейся крышкой.
Барометр-анероид, по сравнению с ртутным барометром, менее точный прибор, но зато почти не чувствительный к качке судна. Это делает его более удобным в пользовании и хранении в корабельных условиях. Основным недостатком анероидов является постепенное снижение их чувствительности и точности показании в связи с возникающей со временем остаточной деформации анерондиой коробки и пружины. Для устранения этих недостатков анероиды периодически должны подвергаться проверке в специальных учреждениях Гидрометеорологической службы — в бюро поверки. Поверка анероидов должна производиться через каждые полгода.
Барограф предназначен для непрерывной записи изменения атмосферного давления. Его устройство аналогично устройству термографа. Он также состоит из двух основных частей: воспринимающей и пишущей. В качестве приемника давления служит несколько (5-10) анерондных коробочек, соединенных между собой металлическими прокладками. Во избежание полной деформации коробочек, возможной под действием атмосферного давления, внутри каждой из них встроена пружина рессорного типа.
Частичная суммарная деформация в виде небольших вертикальных смещений всей серии барокоробок, возникающих под действием меняющегося атмосферного давлення, передается через систему рычагов па стрелку, па конце которой насажено перо.
Запись давлення в виде кривой происходит на барабане, медленно вращающемся с помощью часового механизма. На барабан надевается бумажная лента, разграфленная горизонтальными линиями (давлением в мб) и вертикальными дугами (время в часах и минутах.
В зависимости от времени полного оборота барабана, барорифы бывают «суточные» и«недельные».
По барографу можно определить не только конкретную величину атмосферного давления в любой момент времени, по и величину и характер его изменения за любой интервал времени.
Поскольку изменение атмосферного давлення весьма тесно связано с текущей и предстоящей погодой, то для ее предсказания в условиях плавания важно знать не столько абсолютное значение давления, сколько величину и характер ее изменения за последние несколько часов.
Барограф на судне устанавливают в закрытом помещении из пружинящих растяжках или крепят к специальной полке или к столу.