Откуда берется шквальный ветер.
Шквалом называется ветер, характеризующийся внезапным и резким усилением, изменением направления и небольшой продолжительностью. Скорость ветра при шквале увеличивается до 15—20, а иногда и до 30—40 м/сек. Такая скорость обычно удерживается в течение нескольких минут, в более редких случаях до получаса. Ослабление шквала происходит в одних случаях более или менее равномерно, в других же — так же внезапно, как и его возникновение.
Шквалы, как показывают многочисленные наблюдения, всегда связаны с мощными грозовыми (ливневыми) облаками, в передней части которых очень часто возникают вихревые движения с горизонтальной осью. Такого рода завихрения образуются в результате исключительно мощной термической и динамической конвекции, развивающейся как под облаком, так и внутри его. Вихревые движения воздуха в вертикальной плоскости в передней части грозового облака частью достигают поверхности земли. Стремительные вихревые потоки воздуха, достигнув при своем вращении поверхности земли, принимают горизонтальное направление, образуя, шквал.
Грозовые облака, с которыми связаны шквалы, отличаются своей большой вертикальной мощностью, низким и очень темным основанием с рваными краями. Облачные массы в передней и нижней частях таких облаков беспорядочно перемещаются, словно кипят; слышатся частые или почти беспрерывные раскаты грома. Приближение шквала по этим признакам можно предвидеть за час-два, т. е. с момента обнаружения в поле зрения грозовых облаков.
Размеры шкваловой зоны, связанной с отдельными (разрозненными) грозовыми очагамн, невелики, составляя по ширине и длине от 300—500 м до нескольких километров. Поэтому такие шкваловые зоны, заблаговременно обнаруженные, могут быть обойдены судами при встрече с ними в открытом море.
В отличие от разрозненных шкваловых зон, образующихся обычно в жаркую погоду вследствие вертикальной неустойчивости воздуха, часто встречаются шквалы, распространяющиеся фронтом в виде сплошной цепи длиной в несколько сотен километров и шириной 5—10 км. Шкваловый фронт образуется при быстром вторжении холодного воздуха в районы, занятые теплым воздухом. При таком вторжении в зоне соприкосновения двух воздушных масс происходит бурное вытеснение теплого воздуха холодным, следствием чего является образование мощной грозовой облачности и шквалов вдоль всей зоны соприкосновения. Естественно поэтому, что обход судами таких шкваловых фронтов становится практически невозможным.
Шквалы, как показывают многочисленные наблюдения, всегда связаны с мощными грозовыми (ливневыми) облаками, в передней части которых очень часто возникают вихревые движения с горизонтальной осью. Такого рода завихрения образуются в результате исключительно мощной термической и динамической конвекции, развивающейся как под облаком, так и внутри его. Вихревые движения воздуха в вертикальной плоскости в передней части грозового облака частью достигают поверхности земли. Стремительные вихревые потоки воздуха, достигнув при своем вращении поверхности земли, принимают горизонтальное направление, образуя, шквал.
Грозовые облака, с которыми связаны шквалы, отличаются своей большой вертикальной мощностью, низким и очень темным основанием с рваными краями. Облачные массы в передней и нижней частях таких облаков беспорядочно перемещаются, словно кипят; слышатся частые или почти беспрерывные раскаты грома. Приближение шквала по этим признакам можно предвидеть за час-два, т. е. с момента обнаружения в поле зрения грозовых облаков.
Размеры шкваловой зоны, связанной с отдельными (разрозненными) грозовыми очагамн, невелики, составляя по ширине и длине от 300—500 м до нескольких километров. Поэтому такие шкваловые зоны, заблаговременно обнаруженные, могут быть обойдены судами при встрече с ними в открытом море.
В отличие от разрозненных шкваловых зон, образующихся обычно в жаркую погоду вследствие вертикальной неустойчивости воздуха, часто встречаются шквалы, распространяющиеся фронтом в виде сплошной цепи длиной в несколько сотен километров и шириной 5—10 км. Шкваловый фронт образуется при быстром вторжении холодного воздуха в районы, занятые теплым воздухом. При таком вторжении в зоне соприкосновения двух воздушных масс происходит бурное вытеснение теплого воздуха холодным, следствием чего является образование мощной грозовой облачности и шквалов вдоль всей зоны соприкосновения. Естественно поэтому, что обход судами таких шкваловых фронтов становится практически невозможным.