Аджанта


Когда в Индии получил распространение буддизм, последователи нового учения в 320 км к северо-западу от Бомбея выдолбили тридцать пещер в вертикальных отвесных скалах. С 200 года до н. э. по VII век н. э. пещерный комплекс в Аджанте служил местом для медитации и монастырем. Он украшен скульптурами и настенной росписью. В пещере 26 покоится семиметровая статуя Будды, которая напоминает о смерти Просветленного и его уходе в Нирвану, об абсолютном покое, который есть конечная цель жизни.

Священные галереи и монастыри.
Каменные Аджанты являются одним из наиболее хорошо сохранившихся образцов буддийской каменной архитектуры. Донесшие до нас традиции и художественные формы, они позволяют проследить развитие этой мировой религии на ранних стадиях. Поскольку большинство других свидетельств того времени было выполнено из дерева, испытания временем они не выдержали.
Достигающие почти тридцати метров в высоту пещеры были вырублены в отвесных скалах в два этапа: первая фаза пришлась на I и II века до нашей эры, вторая ? на V и VI века нашей эры. Пещеры подразделяются на два основных типа: чайтья и вихара (общежитие буддийских монахов). Пять храмов чайтья скрывается за роскошными фасадами, там же находится зал с куполообразным сводом и ступой в центре. Монастыри в свою очередь отличаются друг от друга по размеру и занимают два уровня. Каждый монастырь охватывает центральный зал для общего собрания и прилегающие маленькие кельи, вслед за которыми позже появились ниши с фигурами Будды. Шесть пещер остались незаконченными, и по ним можно проследить отдельные этапы строительства. Примечательно, что монахи придавали каменным сооружениям форму деревянных построек и, украшая их резьбой, воспроизводили убранство деревянного помещения. Для этого приходилось задействовать огромное количество камня, так что срок строительства одной пещеры по подсчетам ученых составлял от пятнадцати до ста лет. Каменные стены обрабатывались пастой из земли и частей растений, обмазывались известковой побелкой и обильно покрывались росписью.

От просветления до мировой религии.
У подножия Гималаев в 566 году до н.э. родился основатель буддизма Сиддхарта Гаутама. Будучи сыном знатного кшатрия, он вырос в роскоши и впервые столкнулся с бедностью и нищетой простого народа, совершая прогулку. Шокированный увиденным, в возрасте 29 лет он оставил дворец, жену и сына, чтобы найти способ спасти людей от страданий. Первые шесть лет он провел в аскетизме, однако решения не нашел. Во время 49-дневной медитации под деревом Бодхи он обрел просветление и открыл причины страданий в мире. Свои откровения он сформулировал в четырех благородных истинах: жизнь есть страдание; причина страдания - в желании; кто преодолеет желание, положит конец страданиям и найдет путь в нирвану - состояние полного растворения; чтобы освободиться из замкнутого круга рождения, страдания, смерти и перерождения и достичь состояния нирваны, нужно пройти Восьмеричный путь.
Сиддхарта Гаутама, который с тех пор стал зваться Буддой, что значит «Пробудившийся», следующие 40 лет до самой своей смерти путешествовал по стране и распространял свое учение, основывал монастыри и общины без кастового разделения. В последующие столетия буддизм распространился по всей Азии. Однако с 320 г. его влияние в той стране, где он зародился, стало постепенно ослабевать. Основное место занял индуизм, который вытеснил буддизм из Передней Индии. Сегодня эта мировая религия, которой не ведом ни персонифицированный верховный господин, ни абстрактный абсолют, который есть первопричина мира, исповедуется главным образом в Непале, Вьетнаме, Китае, Корее, , в Тибете и на Шри-Ланке, в Мианмаре и Таиланде.

Лежащий Будда.
В возрасте 80 лет Будда, после последней медитации, достиг состояния полного небытия (паринирваны). Посетитель, прошедший по всему комплексу Аджанты, попадает в грот 26  простой молитвенный зал (чайтья) с обрушившимся фасадом и облезшими росписями, у левой стены которого хранится гигантская статуя Лежащего Будды. Виртуозность исполнения и огромные размеры заставляют многих специалистов говорить о том, что в ней наметился отход к принципам барокко.

Грот Аджанты.
Грот, строительство которого велось с III века, являет собой один из шедевров скального искусства буддизма периода Махаяны. Изменения в религиозных представлениях о мире привели к тому, что появилось множество новых изображений живых существ и богов, в противоположность тому, что подразумевала философия Гаутамы. Полукруглый свод в этом гроте украшен декоративными каменными арками, которые повторяют очертания деревянных арок примитивной конструкции; в глубине абсиды разместилась ступа в форме яйца. Двадцать восемь массивных колонн отделяют центральный неф от узких боковых ниш.

Пещеры, выросшие в скалах.
Обращение короля Ашоки в буддизм в 266 году до н. э. повлекло за собой радикальные перемены в политической и духовной жизни Индии. Прощание с шумной придворной жизнью и неустанное желание восхвалять вечную истину своего учения привели первых буддистов в скалистую местность Аджанты, где они нашли себе не только прибежище, но и место для медитаций и просветления.

Многочисленные статуи Будды и росписи.
Фигуры Будды со всеми признаками просветления и настенные росписи можно встретить почти в каждом комплексе в каждой пещере. Здесь и там они демонстрируют верующему путь в нирвану ? путь просветления. Скальные пещеры служили монахам не только жилищами, но, в первую очередь, святилищем. Здесь буддисты могли, отрешившись от всего, в недосягаемости от власти имущих, предаваться молитвам. Самые известные росписи пещер относятся к древнейшим сохранившимся произведениям и были нанесены на поверхность внутренних стен при помощи особой техники. Большая их часть появилась в период правления династии Гуптов (с 320 года н. э.).
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.