» Хорю-дзи и Якуси-дзи

Хорю-дзи и Якуси-дзи


Буддийские храмы Хорю-дзи и Якуси-дзи, в 1993 и 1998 годах внесенные в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, постигла в свое время разная участь, но оба они схожим образом отсылают нас к самым истокам японской цивилизации, являясь ярким примером основных принципов и канонов японской архитектуры.
Возведенный в префектуре Нара буддийский священный комплекс Хорю-дзи включает в себя около сорока восьми сооружений, самые древние из которых относятся к концу VII века, что позволяет отнести их к самым древним деревянным постройкам в мире. Помимо того, что храмы Хорю-дзи имеют огромное художественное значение, они отмечают собой важную веху в японской истории - появление буддизма, пришедшего из Китая через . Здесь рождается ощущение, будто попал во времена Асука (593-710), когда принц Умаядо (574-622, вошедший в историю под именем Сетоку Тай-си), регент императрицы Суйко в период с 600 по 622 год, принял в 604 году 17 статей конституции, один из старейших в Японии законодательных сводов, который подтверждает приверженность буддийской религии и следование китайской модели развития, распространившейся в ту эпоху.

Хорю-дзи, основное святилище.
Священные сооружения храма представляют собой монументальное свидетельство этого нового направления, в особенности Главный зал (Кондо, или «Золотой зал») и пятиярусная пагода (Годзю-но-то) в западной части, а также Зал грез (Юмедоно) в восточной части.

над Якуси-дзи.
Император Иомей, страдавший от неизлечимой болезни, дал обещание построить этот храм и поставить в нем статую милосердного Будды- но этому не суждено было сбыться. Болезнь одолела его еще до начала строительных работ. После его смерти в 607 году императрица Суйко и принц Сетоку Тайси отдали распоряжение возвести храм в честь одной из аватар Будды, Якуси-нерай (Будды медицины), получивший название Хорю-дзи («Храм процветания закона»). Несколько десятилетий спустя, 30 апреля 670 года комплекс был разрушен в результате пожара, но позже был отстроен заново, хотя современные японские ученые и ставят под сомнение реальность этого события. Комплекс разместился на площади более 20 гектаров. Над ним возвышается высотой 32,45 м, внутреннее убранство которой по красоте не уступает внешнему облику, а выверенные пропорции от первого этажа (второй ярус) до середины (последний ярус) остаются, пожалуй, самыми совершенными в японском искусстве. Центральный зал отличается как красотой крыш и сложностью конструкций, так и величием находящихся в нем скульптур, из которых наиболее примечательной является знаменитая триада изображение сидящего Будды Сяка (Шакьямуни) в окружении двух паредр с безмятежным выражением лица. Близнецы являются результатом ревностного стремления сохранить баланс между природой и созидательной деятельностью человека; на поиски этого баланса направлены все формы искусства Японии. Завершают эту конструкцию колонны с центральными воротами и строениями по длинной стороне прямоугольной ограды, которые возвышаются среди двух статуй конго-рикиси фигур доброжелательных королей-защитников, верных стражей священного места. Старания древних архитекторов максимально гармонично вписать монументальные сооружения в окружающую среду заметны наиболее отчетливо при первых утренних лучах. Храм стоит на берегу озера, голубая гладь которого настраивает на безмятежный лад погоды.

Беспокойная судьба Якуси-дзи.
В ближайшем пригороде префектуры Нара сегодня находится еще один храм, Якуси-дзи, важнейший храм секты Хоссо  самого старого буддийского направления в Японии. Посвященный Якуси-нерай, Будде медицины, возведенный в период Асука по приказу императора Тэмму в конце VII века храм в первую очередь предназначался для содействия выздоровлению императрицы Дзито, страдавшей от тяжелой болезни. Государыня действительно оправилась от болезни, но вскоре после ее выздоровления скончался ее супруг-император. Вот почему строительство храма было завершено уже во время правления чудом исцеленной, но овдовевшей королевы. Храм был открыт в 697 году.
Тринадцать лет спустя столицу перенесли из Асуки в Нару, что привело к переносу Якуси-дзи в нынешнее место. Начиная с этого момента, судьба монумента сопровождалась различными несчастьями, наиболее частыми из которых были пожары и вооруженные конфликты. В результате гражданской войны к 1528 году процветающий храм пришел в полнейший упадок; мародеры разрушили восточную пагоду и еще несколько бесценных архитектурных элементов, в том числе триаду (Яку-си с двумя паредрами), датирующуюся началом VIII века. Единственной уцелевшей постройкой является восточная пагода - красивая трехэтажная постройка, придающая комплексу особую элегантность. В 1980 году она послужила образцом реставраторам, восстанавливавшим западную пагоду (Саито) после пожара 1528 года. Именно этот подход применялся для реконструкции Главного зала (Кондо), восстановленного согласно оригиналу ранее, в 1976 году, взамен временно возведенного в начале XVII века. В нескольких шагах отсюда находится Тоиндо, выстроенный в 1285 году; он остается одним из старейших залов дзэн в Японии. А вот Кодо, место, предназначенное для проповедей и коллективных молитв, в 1852 году было полностью перестроено.

Японское искусство.
С художественной точки зрения, японская цивилизация в значительной мере основана на системе заимствований из других культур: Китая, Кореи, Индокитая, Тихоокеанского региона... То же касается письменности и религии, пришедших из Китая и Индии через дипломатические посольства и художников. Однако японское искусство отличает исключительная оригинальность; его последователи сумели преодолеть влияние культур, из которых они позаимствовали свои умения, и создать собственные формы, положив начало новым традициям. Каллиграфия, живопись, декоративные виды искусства, архитектура - на протяжении долгих веков японские творцы создавали собственный самобытный мир, в котором особенно ценились тишина и спокойствие, поэзия и медитация. Интересно, что каким-то непонятным образом с ними уживалась и изощренная жестокость; особенно заметно это в кинематографе. Похоже, что именно этот парадокс и привлекает неизменно весь мир к японской культуре.

Хорю-дзи, вход в храм.
К монументальной двери храма ведет крыльцо с балюстрадой, а сама дверь открывается во двор.
Главный зал (Кондо), который скрывается за ней, и пятиярусная пагода, открывающаяся взору слева, образуют один из самых древних и, бесспорно, самых великолепных деревянных ансамблей в мире.
Кроме того, Хорю-дзи принадлежит к первым памятникам Японии, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.