» Большой Зимбабве

Большой Зимбабве


При виде Большого Зимбабве («dzimba dza mabwe» означает на местном наречии «каменные дома»), возникающего в сердце дикой поросшей лесом равнины, путешественник всегда бывает потрясен. Этот монументальный город, не имеющий себе равных южнее Сахары, выглядит настолько необычно, что первые археологи недоумевали относительно его происхождения.
Археологический комплекс Большой Зимбабве, с момента внесения в 1986 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО объединяющий в своем составе более 200 сооружений на общей площади почти 80 гектаров, состоит из двух частей, над которыми возвышаются руины акрополя. След существовавшей между XI и XV веками цивилизации бантуязычного народа шона, одна лишь Большая Ограда - овальная крепость, сложенная из точно уложенных громадных каменных блоков, достигает длины 90 м и ширины 65 м. Расположение на гранитном плато на высоте примерно 1000 м над уровнем моря обеспечивает этой местности превосходный климат.

От археологических гипотез к исторической базе.
Не имеющий никакого отношения к археологии спор об африканском происхождении ансамбля отражает настроения умов английских колонизаторов, которые, действуя в Родезии и не в состоянии представить себе существование африканского очага цивилизации, способного на такой архитектурный подвиг, выдвинули самые смелые гипотезы, от мифической столицы царицы Савской до индуистского святилища, не забыв и о финикийцах, и об иудеях.
Зимой 1871-1872 годов некто Карл Маух занялся исследованием руин: его описания, замеры и наблюдения до сих пор используются учеными. Двадцать лет спустя любитель древностей Теодор Бент, которого сменил в 1892 году Джон Уоллоби, перерывает комплекс в поисках золота, мысли о котором будоражат умы искателей сокровищ после публикации работы Мауха; но не находит его. Золотая лихорадка, осужденная в 1899 году немецким эрудитом Генрихом Шлихтером, нанесла серьезный ущерб археологическому комплексу, и журналист Ричард Холл решил назначить себя хранителем этого места. Но и в его ошибочных заключениях все еще сплетаются в клубок фантастические домыслы, позволившие «экспертам» вернуться к гипотезе о постройке Большого Зимбабве местным народом, правде, которую метод датировки по радиоуглеродному анализу установил, в конце концов, как совершенно бесспорный факт. Итак, последнее слово осталось за наукой: обнаруженные в раскопах предметы отсылают к эпохе шона, а находки указывают на африканское происхождение. История комплекса также была реконструирована, от появившихся в XI веке глинобитных хижин до упадка в XV веке, после периода процветания в XIV-XV веках, который был отмечен торговлей с мусульманскими купцами, прибывавшими с восточного берега Африки.

Большая гранитная стена и Акрополь.
В Большом Зимбабве основной строительный материал  это обтесанный . Редчайший случай в Африке к югу от Сахары. Превосходно уложенные без применения кладочных растворов постройки датируются в основном XV веком. Здесь перед археологами встает интригующий вопрос: дошедшие до нас сооружения XIV века еще довольно грубы, тогда как искусство XV века отмечено не только точностью обработки камней, но также и хитроумными фундаментами, призванными обеспечивать прочность всей конструкции. Как объяснить этот прогресс, произошедший за столь краткий промежуток времени? Умело используя особенности природного ландшафта, строители возвели комплекс из террас, залов, коридоров и стен, ловко перекрывающих естественные бреши в каменистом основании. С вершины гранитного холма, пройдя по узкой тропинке, можно попасть к более древним постройкам, религиозная функция которых не вызывает сомнения у археологов. В их глазах одной из наиболее волнующих загадок места остается наличие захоронения, которое, судя по тому, что оно было выполнено из камня, предназначалось для божества или правителя. Основной гипотезой остается культ бога дождя, потому что вписывается в первый ряд бедствий, грозящих этому региону.

Память, записанная в камне.
Исключительная ценность Большого Зимбабве объясняется не только искусностью планировки или красотой пейзажа. В отсутствие письменных источников он дает незаменимое свидетельство из далекого прошлого культуры шона, этноса, который и сегодня составляет большинство населения. Задолго до периода шона это место занимали народы, знакомые с железом, затем оно стало очагом, в котором при раскопках было обнаружено выдающееся собрание статуэток с длинными рогами. Впоследствии, с приходом шона, были построены первые стены; но основная часть из сохранившегося сегодня комплекса была, наконец, устроена под влиянием народа розви в XV веке, на последнем этапе этой великой африканской эпопеи.

Общий вид.
Большой Зимбабве город, давший свое имя нации, которая гордится тем, что именно она стала его колыбелью, проявляет развитый принцип иерархии. Защищенная крепость для аристократов обозначает границу, символичную по форме и непреодолимую по замыслу, между резиденцией для двора и прилегающей территорией для народа. Но историкам приходится отказаться от попыток узнать, как регулировалась социальная жизнь в те далекие времена, они могут лишь строить гипотезы, основанные на изучении современных нравов.
Большая Ограда, ширина стен которой достигает 6 м в основании и 4 м в верхней части, была предназначена для защиты жилища короля и его приближенных. Длинная внутренняя аллея, открывающаяся тремя выходами, ведет к возвышающейся над святилищем загадочной конической башне, о которой неизвестно, служила ли она для охраны, религиозных целей или для наблюдения за небом и горизонтом. Стена имеет небольшой наклон в 13,5°, возникающий за счет кладки камней с небольшим отступом каждого следующего ряда. Более редко встречающаяся кладка зигзагами, кругами, в шахматном порядке или елочкой разнообразит внешний вид зданий и помогает приспособиться к особенностям микрорельефа.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.