Ослепленные вулканом
«Где свет, там и тень» - так гласит поговорка. Но иногда в снежной пустыне есть только свет, и он может стать смертельной опасностью, как это произошло 28 ноября 1979 г. в Антарктиде.
Вулкан Эребус на антарктическом леднике Росса считается самым южным активным вулканом. Полюбоваться на уникальное соединение огня и льда решили 237 туристов, купивших билеты в новозеландской авиакомпании «Эр Нью Си ленд». Их самолет врезался в склоны вулкана, погибли все пассажиры и экипаж.
Причины катастрофы долгое время оставались невыясненными. Ошибка бортового компьютера? Однако электроника работала безупречно, она указала на высокую огнедышащую гору перед самолетом, но оба опытных пилота понадеялись на свое зрение - а это не всегда можно делать в заснеженных полярных широтах и высоких горах.
Термин «блэкаут» («затемнение») уже прочно вошел в наш язык, а вот слово «уайтаут» перевести непросто; может, как «высвечивание»? Хотя, пожалуй, каждый, кто зимой катался на лыжах в Альпах (сталкивался, к своему неудовольствию, с этим феноменом: белая, покрытая снегом земля и затянутое белыми облаками небо буквально переходят друг в друга; горизонт расплывается, очертания местности тоже, и лыжник не замечает ни трещины в леднике, ни расщелины под ногами. В таком мире без теней отказывает визуальное восприятие - у некоторых людей до та-- кой степени, что они даже не могут держаться прямо, но продолжают двигаться, пошатываясь, и иногда срываются со склона.
Это явление приводит к многочисленным жертвам среди полярников и альпинистов. 11равда, оно связано с определенной погодой, и поэтому его можно определить заранее. Несчастные случаи происходят почти всегда при облачном небе без заметных осадков, также в дни сильных снегопадов и, наконец, в часы и дни, когда при ясной погоде ветер гонит поземку. При всех трех состояниях погоды солнечный свет диффузно рассеивается, теней почти нет или они очень слабые. При этом свет отражается от жидких и твердых частиц, взвешенных в воздухе, и попадает в глаза наблюдателя, в которых от яркого света сливаются контуры предметов.
В таких условиях командир экипажа Джим Коллинз и второй пилот Грег Кэссин не могли различить очертания вулкана Эребус. Они направили самолет прямо на него, а рассеянный белый цвет склона приняли за ледяной шельф. Напрасно они не доверились бортовому компьютеру.
Вулкан Эребус на антарктическом леднике Росса считается самым южным активным вулканом. Полюбоваться на уникальное соединение огня и льда решили 237 туристов, купивших билеты в новозеландской авиакомпании «Эр Нью Си ленд». Их самолет врезался в склоны вулкана, погибли все пассажиры и экипаж.
Причины катастрофы долгое время оставались невыясненными. Ошибка бортового компьютера? Однако электроника работала безупречно, она указала на высокую огнедышащую гору перед самолетом, но оба опытных пилота понадеялись на свое зрение - а это не всегда можно делать в заснеженных полярных широтах и высоких горах.
Термин «блэкаут» («затемнение») уже прочно вошел в наш язык, а вот слово «уайтаут» перевести непросто; может, как «высвечивание»? Хотя, пожалуй, каждый, кто зимой катался на лыжах в Альпах (сталкивался, к своему неудовольствию, с этим феноменом: белая, покрытая снегом земля и затянутое белыми облаками небо буквально переходят друг в друга; горизонт расплывается, очертания местности тоже, и лыжник не замечает ни трещины в леднике, ни расщелины под ногами. В таком мире без теней отказывает визуальное восприятие - у некоторых людей до та-- кой степени, что они даже не могут держаться прямо, но продолжают двигаться, пошатываясь, и иногда срываются со склона.
Это явление приводит к многочисленным жертвам среди полярников и альпинистов. 11равда, оно связано с определенной погодой, и поэтому его можно определить заранее. Несчастные случаи происходят почти всегда при облачном небе без заметных осадков, также в дни сильных снегопадов и, наконец, в часы и дни, когда при ясной погоде ветер гонит поземку. При всех трех состояниях погоды солнечный свет диффузно рассеивается, теней почти нет или они очень слабые. При этом свет отражается от жидких и твердых частиц, взвешенных в воздухе, и попадает в глаза наблюдателя, в которых от яркого света сливаются контуры предметов.
В таких условиях командир экипажа Джим Коллинз и второй пилот Грег Кэссин не могли различить очертания вулкана Эребус. Они направили самолет прямо на него, а рассеянный белый цвет склона приняли за ледяной шельф. Напрасно они не доверились бортовому компьютеру.