» Откуда берутся миражи?

Откуда берутся миражи?



В 1888 г. золотоискатель Дик Уиллоуби продавал на Аляске фотографии «Тихого города», которые он якобы сделал над ледником Мьюр. Он даже предлагал водить туда экскурсии.Что же в действительности кроется за этой историей?

Сообщения о миражах, нужно, конечно, воспринимать с долей здорового скепсиса, так как иногда возникают обоснованные подозрения, что тут не обошлось без плутовства. Это относится и к снимкам таинственного «Тихого города» на леднике Мьюир в юго-восточной части Аляски. На нерезком, расплывчатом снимке, который Уиллоуби выдавал за изображение миража, был виден город с улицами, домами, деревьями и церковными шпилями. Уиллоуби даже утверждал, что это город Бристоль в Англии. Бот только Бристоль удален от глетчера Мьюр на 7000 км. Как могло его изображение оказаться на Тихоокеанском побережье Северной Америки? Некий критически настроенный современник высказал предположение, что золотоискатель просто наложил друг на друга два снимка (ледника и города). А может, Уиллоуби сам стал жертвой шутника, который прислал ему экспонированную пластинку с видом Бристоля, а во время съемок на Аляске на него наложился снимок ледника? Пожалуй, это навсегда останется загадкой.

Если мираж над ледником Мьюр можно уверенно причислить к разряду фальсификаций, то сообщения о других подобных видениях вполне достоверны, как, например, свидетельство очевидца из Нидерландов. Марсел Миннарт, нидерландский астрофизик, специалист по атмосферной оптике, цитирует его в своей книге «Свет и цвет в природе»: «В прошлую пятницу (12 сентября 1917 г.) мы стояли втроем возле геодезического пункта в Схорле (Северная Голландия). Взглянув на море, мы увидели на некотором расстоянии, но очень отчетливо, как там появляется город; деревья и дома явственно различались...»

Значит, они все-таки существуют, легендарные воздушные замки! Впрочем, обычные миражи не принадлежат к их числу, ведь они показывают объекты, реально существующие на земле, воде или на небе, только их наблюдают в другом месте, и порой они еще бывают сильно искажены. При этом предметы видны как бы в зеркальном отражении, получающемся в результате преломления света в нижних слоях атмосферы.

Видения над холодной и горячей поверхностью

В 1809 г. французский физик Жан Батист Био впервые объяснил это оптическое явление с научной точки зрения. Согласно Био, миражи возникают вследствие преломления и отражения лучей света на границе между слоями воздуха с разной температурой и плотностью. Атмосфера, как правило, стратифицирована, то есть состоит из слоев, которые различаются по температуре и плотности воздуха. Слоистость выражена особенно отчетливо, когда нет ветра и вертикального перемещения воздуха. Над поверхностью пустыни, которая сильно нагревалась за день лучами солнца, нижние слои воздуха самые теплые, а верхние - холодные. В этих условиях возникает нижний мираж, когда голубое небо проецируется на пустынную землю, создавая иллюзию водной поверхности. Когда же температура воздуха, наоборот, увеличивается с высотой, например над охлажденной поверхностью земли, над снежными и ледяными полями, возникает верхний мираж. При этом мнимое изображение объекта поднимается над линией горизонта, тогда можно видеть плывущие в небе острова и строения.

Следовательно, чисто теоретически возможен и мираж над ледником Мыор, однако в воздухе в этом случае может отразиться объект, расположенный поблизости, а не удаленный на многие тысячи километров.

Воздух в роли зеркала. Механизм возникновения оптического явления, которое носит название фата-моргана, простой. Когда воздушные слои с разной температурой, а значит, и разной плотности, лежат друг над другом, на их границе происходит преломление световых лучей.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.