» Кувват-уль-Ислам

Кувват-уль-Ислам


Первый крупный мусульманский памятник Южной Азии недвусмысленно намекает на иконоборческий характер ислама. В 11 92 г. когда Кутб-уд-Дин Айбек захватил Дели, то для постройки новой мечети Кувват-уль-Ислам («Могущество ислама») он приказал использовать камни из 27 индуистских и джайнистских храмов, которые были до основания разрушены. Основание индуистского храма стало двором мечети. При строительстве колоннады взяли опоры от разных храмов. Их часто ставили вверх ногами или одну на другую, желая достичь большей высоты, чем та, которую имели разрушенные храмы. На большинстве колонн сохранились старые лепные украшения. Главная стена-кыбла, расположенная с западной стороны, опирается на пять килевидных арок, которые предположительно строили каменщики-индуисты. Каждый дюйм стены украшен строками мусульманской каллиграфии, чередующимися с полосами геометрических лепных украшений.

По центральноазиатской мусульманской традиции, Кутб-уд-Дин Айбек в ознаменование своей победы также построил башню Кутб Минар, которая находится за пределами мечети. Первоначально она имела только три этажа, а теперь высота этой круглой башни составляет 72,5 м. На башне видны продольные, чередующиеся, круглые и остроугольные выступы, сделанные из обломков камня, облицованные красным и серым песчаником и белым мрамором. Наклонная коническая форма башни производит сильное впечатление; если смотреть с земли вверх, то кажется, что башня гораздо выше, чем на самом деле, и ее верхушка парит в небесах. Пять узких балконов опираются на небольшие декоративные консоли.

Преемник Кутба, Ильтутмыш (1211-1236), продолжая использовать остатки разрушенных храмов, продлил стену на три арочных ячейки с каждой стороны и построил колоннаду, которая окружила Кутб Минар. Через сто лет султан Ала-уд-Дин Хальджи (1296-1316), стремясь расширить комплекс, удлинил стену-кыблу в северном направлении в два раза и настолько увеличил внутренний двор, чтобы там поместился минарет, который был вдвое выше башни Кутб Минар. Однако большинство задуманного осуществить не удалось, и теперь мы можем увидеть только невысокую нижнюю часть башни.

В 1311 г Ала-уд-Дин Хальджи построил с юга новые ворота, названные Ала-и-Дарваза. Несмотря на то, что в северо-западном углу мечети уже были ворота, индийские каменщики по приказу своих новых мусульманских правителей возвели еще одни изящные кубические ворота, по размерам и пропорциям похожие на римские триумфальные арки. По обеим сторонам центральной арки располагаются ячейки того же размера, в которые вписаны по два меньших по размеру арочных проема и ложные окна. Все они украшены чередующимися полосами красного песчаника и белого мрамора с тонкими каллиграфическими и геометрическими надписями.

Внутренняя часть сооружения, освещенная небольшими глубокими окнами, перекрыта истинным сводом. Ворота Ала-и-Дарваза, в оформлении которых еще чувствуется влияние работы сельджукских ремесленников, стали одним из первых памятников Южной Азии, где уже отчетливо вырисовывается южноазиатский стиль мусульманской архитектуры, который позднее был развит моголами.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.