» Мечты о полетах

Мечты о полетах


Несколько тысячелетий люди с восхищением следили за птицами и, подобно пернатым, стремились подняться к облакам. Мечты о полете одно поколение передавало другому как эстафету, как пылающий факел.

Старинные легенды и сказания о летающих смельчаках свидетельствуют о том, что еще в доисторическую эпоху человек делал попытки вступить в соревнование с парящими в небе птицами.

Мечта человека оторваться от земли нашла отражение и в поэтических сказаниях американских индейцев. В одном из этих сказаний, принадлежащем племени ирокезов, охотник Сесондова в погоне за божественным лосем попадает «за Солнце».

Большой популярностью пользуется древнегреческий миф о Дедале и сыне его Икаре. Пытаясь убежать из заключения с острова Крит, Дедал смастерил из перьев крылья для себя и своего сына. Крылья крепились воском, поэтому Дедал предупредил сына, чтобы он не поднимался близко к Солнцу. Опьяненный радостью полета, пылкий Икар так приблизился к Солнцу, что воск, которым были скреплены крылья, расплавился. Икар упал в море и погиб. Дедал, летевший более низко, благополучно приземлился на острове Сицилия.

Такие легенды можно найти в устном и письменном фольклоре каждой культуры.

Вслед за эрой легенд наступил период, в котором трудно отличить истину от выдумки. Имеются, например, сведения, что еще в V веке до н. э. китайцы умели запускать змея, который можно рассматривать как прототип планера, поскольку подъемную силу создавала плоская поверхность, наклоненная против ветра. Такие змеи применялись на войне для сигнализации и связи, а «поющие змеи» использовались для устрашения врага. Имелись также змеи, которые могли поднять в воздух человека, игравшего роль воздушного наблюдателя.

Русская летопись сохранила сведения о «смерде Никитке, боярского сына Лупатова холопе», который в царствование Ивана Грозного изготовил крылья и пытался спланировать с колокольни в Александровской слободе, за что был лишен и крыльев, и головы.

Представление о «летающем человеке» нашло отражение не только в преданиях и фантастических проектах, но также и в трудах ученых.

В конце XIII века английский философ Роджер Бэкон (1214—1294) писал о том, что полет человека следует считать разрешимой проблемой. «Вполне возможно, — писал он, — что приспособление для полета будет построено таким образом, что сидящий в нем человек поворотом колеса заставит искусственные крылья бить по воздуху, как это делают птицы».

Мечтал дать людям крылья великан науки и искусства Леонардо да Винчи (1452—1515). Он искал закономерности, позволяющие птицам свободно парить в воздухе. Гениальный ученый открыл закон сжимаемости и расширяемости воздуха, заложил фундамент науки, получившей название аэродинамики, предсказал успех летательных аппаратов тяжелее воздуха. Его бесчисленные опыты прокладывали путь к современной теории несущих поверхностей. Среди бумаг Леонардо да Винчи сохранились наброски первого пропеллера, первого парашюта, первого вертолета. Этот титан Возрождения непоколебимо верил, что человек преодолеет земное притяжение и взлетит к небесам, точно птица.

Величайший ученый и мыслитель XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765), изучив теорию полета, сконструировал первую модель вертолета, который приводился в движение пружинным заводом.

Проходили века. Все мудрее становились люди. Им стали подвластны моря и океаны. Но человек неизменно устремлял свой взор в небо.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.