» Византийские капители

Византийские капители


В храме св. Софии использованы капители двух типов - композитные и ионические Композитная капитель, сочетающая в себе элементы ионической и коринфской, появилась в Риме в период Поздней империи. В храме св. Софии колоннады с композитными капителями ограничивают по бокам центральный неф. Колонны с ионическими капителями располагаются за ними, во второстепенных пространствах. Такое подчиненное положение ионического ордера по отношению к коринфскому и композитному сохранится в архитектуре вплоть до XIX в., когда он снова начнет использоваться для создания монументальных фасадов. Но в св. Софии ионические капители не подчинены имперским стандартам. Они заполнены лиственными мотивами в самых разнообразных сочетаниях. Кое-где небольшие листья словно втягиваются в спиральное движение волют. Совершенно очевидно, что форма строится на основе совершенно иного, неклассического чувства красоты.

В храме св. Сергия и Вакха и других церквях того же периода мы видим этот эксперимент в действии. Поскольку европейский классицизм столь радикально выводил подобные попытки за рамки «классической традиции», нелишне будет напомнить, что та самая классика была куда более открыта к новому, чем принято думать.

Более того, после падения Римской империи, архитекторы которой в основном придерживались четких стандартов, у местных мастеров появилась возможность проявить свои таланты. Совершенно понятно, что многие из них использовали северные («варварские») мотивы, да и по своему происхождению зачастую были христианизированными вестготами. Капители церкви Сан-Витале в Равенне демонстрируют изящные и гибкие растительные мотивы, которые частично использовались для украшения пряжек и оружия. Капители имеют форму перевернутой пирамиды и напоминают корзину. В базилике св. Евфрасия в Паренцо (Порече) мы видим двухъярусные капители с фигурами птиц на углах, под которыми тонко вырезана вьющаяся виноградная лоза. В капителях Сэлоник геометрические завитки сочетаются с растительными мотивами: кажется, что листья закручиваются вокруг капители под действием ветра. Резьба капителей в храме Сергия и Вакха напоминает трафаретный узор, в котором закручивающиеся усики аканфа резко выделяются из темноты глубоко вынутого фона. Как и все пространство вокруг них, формы этих капителей то выступают вперед, то отходят назад, создавая ощущение зыбкости и постоянного движения.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Авторские права всех материалов на сайте защищены в соответствии с ЗУ об авторском праве, на что имеются все необходимые документы. Использование материалов в интернете (полное или частичное) возможно только с указанием активной гиперссылки на источник, открытой для индексации. Использование материалов в печатных изданиях возможно только с письменного разрешения редакции.